Ещё давно мои родители запланировали поездку в Прибалтику, которую я так ждала. Первая заграница всё-таки. Погода солнечная, но ничто не могло сгладить моего опасения, что поездка на семичасовом автобусе окажется прескучной. Но нет, всё протекало как нельзя лучше. Вкуснейшее какао в сопровождении супергеройских саг разнообразили мой досуг. До эстонской границы мы добрались даже быстрее, чем я думала. Всё прошло буквально на одном дыхании: быстрая проверка документов и просмотр багажа мохнатым стражем порядка – спаниэлем. На удачу, нам попались очень весёлые таможенники, которых заинтересовало моё имя.
Так, с улыбками и спокойным сердцем мы оказались в Эстонии. Не скажу что там как-то разительно отличается природа, но пейзажи действительно поражают воображение. Быть может тому виной моя впечатлительная натура, но мне казалось, что я словно в сказку попала. Огромные ветряные электрогенераторы напомнили мне приключения Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Панса, а появление маленького оленёнка на вспаханном поле возле жилого дома напомнило диснеевскую «Белоснежку».


В Таллин мы въехали во втором часу дня. Сначала я даже не заметила сильной разницы, ведь первым местом, которое мы посетили, был рынок, находящийся в двух шагах от автовокзала. Почему же не чувствовалось то различие, которое мог бы почувствовать турист, пребывая в другой стране? Да потому что встречалось много людей, которые свободно или почти свободно могли изъясняться на русском. Так и на рынке мы могли спокойно закупиться необходимыми продуктами на вечер, не ощущая языковых преград. Например, первое, что я услышала в чужой стране, это:
- Девушка, клубнику берите, очень вкусная.
Следующим местом остановки послужила Ратушная площадь, находящаяся в Старом городе, центральном районе столицы. Стоит отдельно рассказать о Vana Tallinn. Это то самое место, где зарождалось Эстонское государство. Архитектура, пропитанная вековой историей, не могла меня не впечатлить, хоть я и являлась довольно-таки непутёвым учеником художественной школы. Прочные крепостные стены, башни и монастыри полностью захватили всё моё внимание. А какой открывается с этих высот вид!
Добравшись до своих апартаментов, мы с родителями и младшим братом наконец-таки сбрасываем уже оттягивающие плечи рюкзаки. Следующий пункт остановки – мероприятие, посвящённое дню города, которое, к сожалению, не обладало таким размахом, как празднование дня рождения Санкт-Петербурга. Но масштаб компенсировала та атмосферность, которая была присуща данному событию: битва на мечах и рапирах, кузнечная мастерская, музыканты, играющие на лютне и барабанах. И всё это было дополнено яркими традиционными костюмами.
Кстати говоря, для меня стало ещё одним приятным сюрпризом отношение к русским туристам. Ведь как сейчас в основном представляется отношение прибалтов к нам? Слегка настороженное и даже, можно сказать, враждебное. Но нет, всё сложилось совсем иначе. Эстонцы мило улыбались прохожим, жмурились на ласковом майском солнце, и всё это создавало приятную атмосферу гостеприимства и радушия. После празднования мы вернулись в апартаменты и, наконец, позволили себе отдохнуть после наполненного впечатлениями дня.





Подъём ранний. Сегодня мы должны посетить церковь Олевисте перед экскурсией в катакомбы. Высотой в 123,7 метра, башня впечатляла меня, так боящуюся высоты. Смотровая же площадка, открытая для посетителей за символическую плату, была расположена на высоте 60 метров. Самая сложная часть – это подъём, состоящий из 258 ступенек. Вид с высоты такой, что дух захватывает. Вокруг зелень, вдалеке блестит и искрится в утреннем солнце Балтийское море и крыши, крыши, крыши… Вернувшись с посещения церкви в апартаменты, наша маленькая семейная кавалькада отправилась в путь к Кик ин де Кёк.
Само путешествие по древним подземным ходам начинается с краткой, но занимательной лекции об истории города Таллин и Эстонии в целом. Изначально помещения подавляют своей таинственностью и порою даже мрачностью. Небольшие сталактиты свисают с потолка, а с них падают крупные и холодные капли. Тусклое освещение создаёт тени на стенах и потолке. Напоминает пещеру древнего колдуна, не правда ли? В этом месте история даёт обратный ход в прямом смысле слова. Экскурсия затрагивает период времени от 90-х годов и вплоть до 16-го века. Думаю, можно не указывать временной отрывок времени, вызвавший у меня больше всего эмоций. 40-50-е годы, время Второй мировой войны. Период бедствий всех стран, их общего горя. И тут, вопреки опасениям, отсутствуют негативные высказывания против Советского Союза или России. Речь идёт лишь о взаимовыручке и поддержке.



Следующим местом, которое посетила наша семья, был морской музей Леннусадам, расположенный на самом берегу Балтийского моря, который я про себя окрестила Лодка-лэндом. И вправду, более меткого названия не придумаешь, ведь самыми масштабными экспонатами там являются: подводная лодка «Лембит», одна из немногих сохранившихся подводных лодок со времён Второй мировой войны, корабль «Мааслинна», построенный в 16-ом веке, а также гидросамолёт Short 184, вошедший в историю в качестве самолёта, который осуществил первую успешную торпедную атаку. Мне, как человеку, не интересующемуся морской тематикой, изначально казалось, что музей не вызовет излишнего любопытства, но как же я ошибалась. Я с детским восторгом готова метаться от экспоната к экспонату, всё изучать и исследовать. Я даже получила уникальную возможность изучить внутреннее устройство «Лембита». Одним из любопытных, и интересных экспонатов для детей по праву можно назвать интерактивную зону. Дети могут использовать одну из предоставленных раскрасок, опустить в сканер и буквально через 30 секунд радоваться свои ярким рисунком на стенах одной из комнат Леннусадама. Также и меня с братом, и наших родителей, впечатлили очки виртуальной реальности, показывающие процесс строительства Лётной гавани, возле которой и располагалось здание музея.

Как я уже говорила, эта поездка является моей первой поездкой заграницу. Но я не упоминала, что море тоже до этого казалось для меня чем-то неизведанным. Когда я шла невдалеке от набережной, я чувствовала, что вот-вот прикоснусь к своей давней мечте. За деревьями мелькает синева, но наш путь лежит к музею Леннусадам, а потому времени на посещение береговой линии Балтийского моря не хватает. И вот, после длительно пребывания в музее мы выходим из здания. Солнце плавно клонится к закату и уже не так сильно греет, как днём.
Мы приближаемся к самой воде. Как бы поточнее описать мои чувства… Представьте себе самый прекрасный пейзаж, который вы когда-либо видели, добавьте тепло нагретых солнцем камней, лёгкий бриз… Я сижу и даже боюсь пошевелиться, словно это сон, и от любого неосторожного движения я могу проснуться, не увидев перед собой искрящихся под солнцем морских волн, отливающих бирюзой и синевой. Ветерок развевает мои короткие волосы, а над головой чайки слагают свою вечную песню. Волны лениво и даже как-то нехотя бьются о прибрежные камни. Остаётся так мало времени, что сердце болезненно сжимается, а в мыслях создаётся само собой обещание: «Я вернусь, чего бы мне это ни стоило».


Поездка подошла к концу. Мы уныло брели к автовокзалу, озираясь по сторонам. Над головами склоняли свои ветви цветущие каштаны, которые, казалось, захватили весь Таллин. Здесь произошло одно забавное событие. В метрах 20 от вокзала нам попался интересный субъект, идущий нам навстречу. В его руках колонка, и оттуда раздаётся «Медуза», захватившая пол-России. Это – маленький привет из родной страны, вызвавший у меня улыбку.

Описывать прохождение таможенного контроля я не буду, скажу лишь, что всё прошло быстро и без каких-либо происшествий. Но вот дорога от границы до города стоит повествования. Небо из синего стало приобретать изумрудный оттенок, а над полями, так воспеваемыми многими русским поэтами и писателями, стелился плотный туман. Здесь царит другая сказка, не та, что раскрывается при солнечном въезде на территорию Эстонии. Это королевство пугающих в лесной чаще леших, загадочных ундин и вспоминается строчки «…там русский дух, там Русью пахнет…. там лес и дол видений полны...» из пушкинского «Лукоморья».
Была и такая картина. Мы проезжаем мимо одного из тех полузаброшенных населенных пунктов, которые при свете дня отзываются тоской. Один из домиков окружён рощицей старых, таких же ветхих, как и он, деревьев, ветви которых безвольно свисают, не украшенные ни одним свежим листочком. Перед даже не домом, а скорее избушкой, тёмный пруд, более подходящий на омут и создаётся впечатление, что из его мрачных глубин вот-вот появится голова русалки или водяного. Поверхности водоема укутана лёгким туманом, который придаёт этой картине чарующую таинственность и возвращает зрителя во времена Древней Руси, в её поверья и былины. Именно в этот момент я почувствовала: я – дома.
