Одиннадцатый класс. Хоть экзамены в самом его конце, а итоговое сочинение в условной середине, ты всё равно постоянно испытываешь чудовищное давление.
По дороге первого сентября в школу родитель какого-нибудь твоего одноклассника обязательно спросит, куда ты собираешься поступать, а потом воскликнет: «Хххааа! И не рассчитывай. Там всё куплено».
Потом начнутся регулярные встречи с репетиторами, ночные посиделки за уроками, попытки совместить школьную программу и конкретную подготовку к экзаменам… Да и весь год будет проходить либо под: «Ничего не сдадите, посредственности, если сейчас же не включите мозг» (пример плохой мотивации). Либо под: «Да ну, ребят! Я в вас верю. Экзамены экзаменами, но про здоровье не забывайте» (пример хорошей мотивации).
А уж что происходит весной… Все до одного мои знакомые-одиннадцатиклассники сходили с ума и прыгали на ушах. Все в марте-апреле-мае, дрожа коленками и стирая в порошок остатки нервов, готовились к экзаменам.
Мои родители встретились на журфаке. Меня никогда не ставили перед фактом, что я должна буду пойти по их стопам и тоже подаваться в журналистику. Родители уважали и уважают мой выбор.
Но как-то так вышло, что весь этот ужасно интересный и неизвестный мир медиа, СМИ, коммуникаций мне дико понравился. Именно поэтому для меня класса примерно с третьего нет проблемы, чем я хочу заниматься.
И именно поэтому я весь одиннадцатый класс готовилась к литературе. «Готовилась» — не то слово. Шлифовалась, натаскивалась, писала как никогда раньше.
Честно говоря, моя самооценка падала пропорционально количеству занятий литературой. Особого прогресса я не замечала, желание писать постепенно улетучивалось. Даже сейчас, договариваясь с редактором об этом тексте, я пересиливала себя, говоря «да». Приниматься за любую письменную работу до сих пор сложно. А тогда было вообще запредельно.
Баллы вместо оценок
Несмотря на это, послушав умных людей, (мам, спасибо), я записалась на всевозможные олимпиады — всероссийские по литературе, английскому; три вузовские олимпиады по журналистике (от МГУ, СПбГУ и Вышки), МГУ-шную олимпиаду по литературе… С этого момента школьные оценки для меня потеряли ценность. На их место пришли БАЛЛЫ.
Про «всерос» мне сказать нечего: я слетела со второго тура на обеих олимпиадах. Но в загашнике ещё оставались профильные конкурсы. Но и тут тоже очень скоро пришло разочарование. На первом туре олимпиады по литературе от МГУ мне не хватило несчастных пятидесяти баллов до порога. Стараясь особо не переживать, я начала ждать результатов остальных первых туров.
Вскоре после позора с литературой пришли баллы за МГУ-шную журналистику. Страсти накалялись: на ней мне не хватило ДВУХ (!) баллов для допуска ко второму туру. После такого, конечно, хотелось на всё плюнуть. Но голос разума убедил продолжать работать.
Как оказалось, не зря. В начале марта я получила письмо от олимпиадного комитета Вышки. А там было до тех пор непонятное мне число «91». Только чуть позже дошло, что это (разрази меня гром) технические баллы. Впервые в своей жизни я получила на втором туре больше, чем на первом. Помню, как медленно сползала от шока по стенке, а одноклассник ловил меня.
Недели через две я уехала в Питер на второй тур «Пробы пера». Мне уже совсем не хотелось сдавать эту олимпиаду, но… Думать о ней с прошлого года, написав тогда плохо, а теперь отказаться, уже приехав в город, довольно глупо. Выбора не было.
Мы с подругой, тоже поступающей на журфак, оба эти дня приходили на 1 линию В.О., по выражению одной моей знакомой, «как за хлебушком». То есть не «забивали», исправно приходили оба дня, но уходили чуть ли не первее всех, написав хоть что-то.
Через неделю, с разницей в сутки, мне пришли окончательные результаты олимпиад. Обе их я выиграла, получила вторую степень. В Вышке, куда я решила поступать, это даёт поступление без вступительных испытаний... Крик полининой радости услышали соседи двух этажей сверху и двух этажей снизу. Родители радовались потише: предлагали пойти купить лотерейный билет.
Свобода!
Таким образом, я освободила себя от дополнительных экзаменов, литературы и английского (следовательно, и подготовки к ним), вступительных экзаменов в вузе и всего остального приятного, что составляет традиционную нервотрёпку каждого одиннадцатиклассника.
Немного про посыл моей истории. А был он, кроме того, что «один я в белом пальто стою красивый», таков: участвуйте в олимпиадах. Не стоит недооценивать сто баллов по творческому конкурсу или по профильному экзамену. А ещё ведь может (серьёзно говорю, может!) случиться так, что вы вдруг «вжух» — и поступите за счёт олимпиады на бюджет! Не классно ли? Вот и мне так кажется.