ЕГЭ убивает всякое желание учиться
Подростки к концу 11 класса (Да что там! Начиная с конца 10 класса) перестают учиться в рамках школьной программы и начинают - в рамках ЕГЭ - всероссийской машины для убийств.
Знаю, ЕГЭ даёт море возможностей, и дети из регионов могут поступить в Москву и Петербург. Но это лишь видимая сторона. Тёмная же - это погубленные нервы, огромные суммы денег, потраченные на репетиторов, и тотальный контроль. Это отбивает любое желание узнавать что-то новое.
Когда твоя жизнь вертится вокруг экзаменов, на любую другую деятельность времени катастрофически мало. Потому подросткам (особенно одиннадцатиклассникам) не приносит удовольствия школа, уроки и тем более ЕГЭ.
Я знакома с людьми, которые из-за экзаменов начали пить успокоительные, чего быть не должно. Но нас, выпускников, доводят до нервных срывов и белой горячки учителя, для которых наши высокие баллы – это надбавка к зарплате.
А еще ЕГЭ - это система, где нет места свободе мысли. На экзамене по литературе, где, казалось бы, нужно проявить свои писательские таланты, все ваши метафоры и аллегории эксперты зачтут как речевую ошибку. Я молчу уже о сочинении по русскому, которое сплошь состоит из клише и штампов. Вогнанные в определенные рамки выпускники после сдачи экзаменов пишут сухие сочинения, похожие друг на друга.

Неравенство между сдающими ЕГЭ
Я лично знакома с людьми, которые всё время готовились к экзаменам, сидя на репетиторах, как на игле. Они постоянно находились в поиске новых источников информации, способных помочь им сдать ЕГЭ.
В то же время они успевали придумывать номера на выступления, снимать видео, выступать на концертах. В них было, есть и будет желание учиться и хорошо сдать выбранные предметы. Но к концу года огонь в глазах этих детей гаснет из-за постоянных нагрузок и беспрерывной подготовки.
Однако много и тех, кто учиться совсем не хочет. Они не ходят в школу (или появляются там очень редко), не готовятся к экзаменам. Ведь есть родители, которые все купят! Такие дети привыкли сидеть на шее у папы и мамы. Они ничего не умеют и ничего не хотят.
К сожалению, их с каждым годом все больше и больше. Они не решают экзаменационные варианты, не готовятся к ЕГЭ в принципе, но в результате получают высокие баллы. Эти дети покупают ответы, проносят телефоны, нагло списывают, выезжают за счет денег родителей.
Мне повезло, что я столкнулась лишь с одним из них, ведь знай я большее количество, разочаровалась бы вовсе в нашем поколении. Такие «мажоры» обесценивают труд ребят, которые ни один год учились, готовились, трудились в поте лица. Ведь зачем стараться, если все можешь заполучить, не прикладывая усилий?
Пока есть люди, ставящие себя выше других, ни о каком равенстве и прозрачности не может идти и речи.

Апелляция как синоним унижения
Ещё одна проблема, с которой сталкивается выпускник уже после самого экзамена, это апелляция. Признаться честно, тихий ужас.
Ещё перед экзаменами все мы готовы к тому, что эксперты апелляционной комиссии не станут повышать баллы, даже если мы и правы. Но уж точно не готовы к тому, что их станут снижать.
Двое моих друзей столкнулись с подобной проблемой. Они были уверены, что сделали задание правильно. Однако в итоге баллы им сняли.
Придя на апелляцию, они пытались аргументировано доказать свою правоту, тогда как эксперты придирались к сущим пустякам. Например, моя подруга случайно «чиркунула» чёрной ручкой на бланке возле запятой, а эксперты посчитали, что запятая зачеркнута. Хотя по сочинению в целом было понятно, что девушка зачеркивает вовсе не так.
После апелляции создаётся ощущение, будто они просто заинтересованы в ваших плохих баллах. Я нахожу лишь один логичный аргумент в оправдание членов комиссии: им это невыгодно. Ведь если они повысят баллы, то это ошибка эксперта (за чем следует снятие его с проверки). Если же они понизят, то исход точно такой же. Потому они мешают с грязью выпускников и не дают им доказать свою правоту.

Основа ЕГЭ – школьная программа?
Нам говорят, что Единый государственный экзамен основан на школьной программе. Однако это не всегда так.
Особенно смешно слышать эти слова на профильной математике. На литературе эти строки тоже вызывают улыбку, ведь чтобы сдать этот экзамен выпускнику нужно перелопатить гору информации вне школьной программы (одно прохождение «Тихого Дона» вызывает гримасу ужаса!).
Сами задания ЕГЭ по литературе подразумевают разделения на базовый, средний и высокий уровни сложности. В школьной же программе проходят произведения на базовом уровне. А одно упоминание термина «синекдоха» выпускникам внушает страх и непонимание.
Ну а если заглянуть в кодификатор (в самый конец), то можно увидеть фамилии поэтов, которые вы, может, и не слышали ранее. Всё верно: они не изучаются в школе, потому как на них попросту не остается часов.
Я молчу уже о физике в гуманитарных школах, где находятся уникумы, рискнувшие её сдавать. У нас, например, её вообще не было. Ровно как и биологии с географией.
Это, конечно, хорошо, ведь мы больше времени уделяем тем предметам, которые нужны для поступления. Но одновременно это и проблема, так как из-за ЕГЭ ученики забывают о других дисциплинах в принципе.

Напоследок хотелось бы дать пару советов по подготовке к ЕГЭ:
По литературе могу посоветовать лекции Дмитрия Быкова на «YouTube» (может и не совсем для ЕГЭ, но для расширения кругозора они определенно подойдут).