Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ДевятиклассникамспектакльшколаРособрнадзорвыставкафестивальДля гуманитариевШкола 2 Березовкаприемная кампаниясоветы психологаАлые парусаКак сдать ЕГЭгимназия 19 Орелчто посмотретьопроскуда поступатьМинистерство образованияКаталог вузовКонцертНа практику — в ПУ!историяподготовка к ЕГЭобразованиеличный опытАкадемическая гимназия 56аккредитацияработапутешествияволонтерствоэкзаменЛето в городах РоссииэкзаменыИван ТрояновРостов-на-Донустудия журналистики Калининского р-наКем быть?ВПРегэ 2017Игра престоловкуда сходить в выходныеСПбГУУчительувлеченияНовый годлитератураинтервьювузырейтингвыпускнойпабликаторкаталог сочиненийитоговое сочинениекарантинСочинениеПроекторияпоступлениеЕГЭ 2018Ольга Васильевадистанционное обучение75 лет Победыкем бытьлицей 393лайфхакМинистр образованияКаталог профессийолимпиадаподготовка к ЕГЭмедиацентр РакурссоветыкиноВостребованныекак прошли ЕГЭ-2018музыкарусский языкМГУНовыеуниверситетисследованиекнигикуда пойти учитьсяВУЗпрофориентацияфизикаолимпиадывсё о поступлении 2019рейтинг вузовМного платятподготовка к ОГЭЛучшее на СтенелицензияинформатикаОГЭВсероссийские открытые урокиШкола 151ВыходныеКуда сходитьрецензияВШЭИТМО
«Это крест, и если ты его взял, то будь готов нести», – истории журналистов про учебу и карьеру

«Это крест, и если ты его взял, то будь готов нести», – истории журналистов про учебу и карьеру

Верстать, снимать, монтировать, делать сальто – ради чего абитуриенты подают документы на факультет журналистики и из-за чего их забирают?

Просмотры
1027

В конце июля российские вузы заканчивают прием документов, в середине июля проносятся творческие конкурсы. Поступающих на журналистику с каждым годом становится больше и больше (например, в СПбГУ на одно бюджетное место претендовали аж 46 человек), и понять их мотивацию все сложнее и сложнее.

До творческого конкурса три месяца. Сейчас мы сидим в небольшой аудитории, мест хватает для всех – все потому что эти подготовительные курсы платные. Преподаватель с нами на «ты», беседы ведутся непринужденно, сдача вступительных где-то далеко впереди, и можно вдоволь посмеяться над историями об абитуриентах прошлых лет.

Преподаватель рассказывает о том, как на их уютный факультет журналистики в 2009 году пугающим потоком несли документы математики. Подтверждая личным примером теорию о разделении на гуманитариев и технарей, эти люди отрицали необходимость портфолио, вгоняли в ступор на собеседовании, а отрывки из их сочинений можно было вносить в отдельное издание «Перлы абитуриентов, бессмертный выпуск».

Истории о внезапном буме на журналистику казались чем-то сказочным, вроде страшилками из летних лагерей. Пока до творческого конкурса не осталась неделя. Именно тогда начались бесплатные курсы подготовки – занятия перенеслись в аудиторию-амфитеатр. И если даже сидячих мест на занятии хватало не всем, то что говорить про бюджетные места?

Если «бюджета» все меньше, то почему очередь на сдачу документов все длиннее?

Одна из причин популярности направления – недостаток знаний о предмете изучения. На медицинском – лечить, на педагогическом – учить, а журналистика? Медиа меняют вектор своего развития, приспосабливаются к рынку, к политике, к социальным условиям – и то, чему тебя учили вчера, может стать бесполезным сегодня.

Чаще всего журналистика привлекает к себе «гуманитариев» – людей, чьи отношения с техническими и точными науками не складывались никогда. Печальны случаи, когда к ЕГЭ готовятся за месяц, не успевают найти себя и выбирают предметы наобум. После сдачи гуманитарного набора предметов (русский-литература-обществознание) абитуриент разводит руками – прием в вузы по такому ограниченному набору невелик.

Казалось бы, что «залетные» абитуриенты отсеются на этапе творческих конкурсов. Их правила в каждом университете индивидуальны, но основные позиции все равно схожи: наличие портфолио, умение писать сочинения и не потерять сознание на небольшом собеседовании. Однако живы примеры, когда абитуриент приходит на собеседование со знанием о «величайшем журналисте Познере» и «величайшей журналистке Политковской» и спустя год-другой остается с тем же багажом. Это плохой показатель. Один из главных профессиональных критериев – заинтересованность, любознательность, азарт к журналистике – может так и не появиться. 

Неподдельный интерес к журналистике облегчает жизнь поступающего в разы. Но знание предмета может сыграть злую шутку. Когда абитуриент уже связан с журналистикой, с редакцией и правками, с дедлайнами и мозговым штурмом, он трезво оценивает состояние медиарынка. И тогда на первый план выходит не «Как же набрать побольше баллов на вступительных?», а тленное «Нужен ли вообще журналисту диплом из факультета журналистики?».

Ответить на этот вопрос могут только сами журналисты – те, кто только поступил на факультет и те, кто уже закончил обучение, пустился в свободное плавание в поисках работы с дипломом в руках.

Никита Хованский отучился первый курс журналистики в ЧЕЛГУ. В один день решил, что хочет быть серфером и уехал из родного Челябинска в далекий и теплый Краснодар, забрав документы из университета:

«Поступил на журфак, потому что мне была близка гуманитарная наука еще со школы. Ну, и еще поступил туда, куда банально хватило баллов – совместил желания с возможностями. Журналистика стала оптимальным вариантом. Еще тогда мне были интересны независимые издания, я считал, что попасть в них получится через факультет. Среди одногруппников оказалось много способных личностей – куда-то двигаются, что-то делают, постоянно что-то записывают! Обучение дало мне много связей – что уже хорошо.

Только за время первого курса успел посетить множество местных мероприятий – выступления молодежных театров, редкие современные выставки, репетиции спектаклей и даже чуть было не посетил мастер-класс по капоэйра. Сначала было интересно писать, разыскивать что-то. Но это практика. Уйти из университета я захотел как раз на лекциях по основам теории журналистики«.


Анна Серпер закончила второй курс журналистики в СПбГУ и точно не собирается бросать начатое:

«Я захотела поступить на журналистику ещё в девятом классе. Ожидания по поводу учебы оправдались. Я думала, что научусь писать и получу хорошую гуманитарную базу, но кроме этого я теперь умею, кажется, всё на свете: верстать, снимать, монтировать, работать со звуком, делать сальто. Журналистом можно быть без диплома, но зачем? На факультете я работаю с потрясающими людьми, с профессионалами, которым не плевать, кем я стану.

В СПбГУ преподают практикующие журналисты – в этом, наверное, преимущество. За два года сложились настолько теплые отношения с ними, чувствую, что живу в большой семье. Они требовательны к студентам: это касается и качества материалов, и дедлайнов, и активности во внеучебной жизни. Каждому преподавателю важно, чтобы я вышла с факультета профессионалом и имела преимущество над другими молодыми журналистами. Ну и ещё один важный плюс нашего журфака - мероприятия, которые проходят после занятий. К нам постоянно приходят известные журналисты с мастер-классами и лекциями«.


Олег Усов окончил первый курс журналистики СПбГУПТД. Увлечение зашло настолько далеко, что теперь в планах получить красный диплом:

«Поступать на журналистику стоит. Только нужно не иметь особо завышенных ожиданий: быть «журналистом» вас не научат.

В пятом классе я попал в школьную редакцию газеты, с седьмого класса начал учится верстать. Последние три года в школе постоянно ездил по России на журналистские конкурсы: от спбгушной «Пробы пера» до московского портала школьной прессы. Так и осознал, что заработать я всегда смогу. Решил следующие четыре года отдохнуть от 11 лет рутины –пошёл на журфак в СПбГУПТД.

Мои ожидания от обучения совпали абсолютно: как многие и говорили, на журфаках вбивают в голову устаревшую теорию, дают и требуют непонятно что, а из преподавателей почти никто не знает свой предмет на «отлично». Главная проблема: у нас нет хорошего теоретического материала. Обучение по А. Тертычному (начало нулевых) и Е. Прохорову (80-е!) в 2018 году звучит как бред. Журналистика развивается постоянно! Даже если брать более новых авторов, хотя бы А. Колесниченко, нужно их дополнять информацией из постоянно обновляющейся журналистской среды, на что некоторые преподаватели не готовы. Пока преподаватели не перестанут читать лекции по бумагам прошлого века – журналистского образования не будет ни в СПбГУПТД, ни в Санкт-Петербурге, ни в России.

Я бы посоветовал идти на журфак адекватным людям, которым не жаль потратить четыре года своей жизни и которые не ждут катарсиса при выпуске. Тут весело и интересно, если не заблуждаться, что якобы ты станешь «журналистом» благодаря лекциям и семинарам«.


Даниил Берковский окончил факультет журналистики МГУ в далекой середине нулевых. Застал лучшие времена издания Русской Планеты. Сейчас предпочитает работать над иллюстрациями и арт-акциями:

«Вне зависимости от того, на какой факультет решил пойти, желательно, чтобы ты понимал, зачем ты туда идешь. И в этом плане журфак не отличается от остальных факультетов.

Так вышло, что журфак – это своеобразный коллектор разных гуманитарных факультетов. На философском факультете ты выучишь только философию, на историческом – только историю. На журфаке тебе придется и литературу, и историю, и философию, пусть немного поверхностно, но изучить. В этом плане журфак имеет огромное преимущество перед другими факультетами, с точки зрения тех людей, кто еще не совсем уверен, чем он хочет в жизни заниматься. Можно поступить на журфак хотя бы для того, чтобы читать хорошую литературу и общаться с интересными людьми.

Журфак – это социальные связи. Не бывает такого, что на факультете все сплошь журналисты. Обычно это куча дизайнеров, музыкантов, коуч-серферов, кого там только может не быть! Когда вы выпускаетесь, кто-то продолжает работу журналистом – из моего потока, если честно, пятерых не назову, кто-то идет работать в пиар, кто-то – в фешн-индустрию. Журфак помогает накопить социальные связи в разных сферах.

Важно понимать, если ты хочешь стать прямо журналистом-журналистом, не факт, что тебе нужен именно журфак. Если ты хочешь стать экономическим журналистом – лучше изучай экономику, спортивным журналистом – иди в физкультурный, журналистом глянца – разве что тут только журфак и может помочь. 

В свое время я недолюбливал старую систему на журфаке МГУ и боготворил систему ВШЭ. Мне казалось: «Ой, как классно, их там заставляют писать, они все выйдут журналистами». А на самом деле, это так не работает. Писать тебя не сможет научить никто. Ты либо умеешь это и оттачиваешь, либо не умеешь и вряд ли научишься. Ну да, ты сможешь стать новостником и под Яндекс рерайтить, но этой работы вскоре уже не будет – ее заменят нейросети.

Идти на журфак стоит, только если в жизненном пути не уверен. Или если уверен, но хочешь просто получить много связей, друзей и сфер по верхам, а дальше уже исходя из того, что больше понравится.

Если вокруг тебя люди говорят, что ты умеешь писать, что ты классный, то попробуй практиковаться в каком-нибудь самиздате или небольших изданиях. Такая практика поможет тебе раскрыться и лучше понимать суть предмета. Эссе по журналистике на парах вряд ли помогут стать журналистом.

Без пафоса, журналист – это призвание, не профессия. Научить быть журналистом то же самое, что научить быть Мародоной (лучший футболист 20-го века). Возможно, это громко сказано и нельзя оперировать абсолютными понятиями гения, но журналистика – это осознанный и тяжелый путь. Особенно в России, где ничего хорошего в журналистике не происходит. Это крест, и если ты его взял, то будь готов столкнуться с тем, что на тебя будут смотреть как на юродивого. С другой стороны, если это твое любимое дело, то почему бы не заняться? Плохих профессий не бывает«. 


Асмик Ванцян-Масленникова окончила факультет журналистики СПбГУ в 2014 году. Основала петербургский литературный клуб «Елакет» («Точка.Начала»), работает пиар-менеджером ресторана NOK и Sculptors bar.

«Ни на одной моей работе, если честно, диплом не спрашивали. Но когда ты окончил журфак СПбГУ – это сразу видно.

Конечно, нельзя стать журналистом, просто окончив данный факультет, но журфак дает фундаментальные знания. Факультет мне очень помог – это опыт, связи и знакомства, которые дают ориентир в профессии. Главное – уметь писать. На журфаке этому никто не научит, но там обязательно помогут отточить мастерство и стать профессионалом.

Окончив факультет журналистики СПбГУ, я уверенно и смело устраивалась на работу. То есть профессиональное журналистское образование, конечно, необходимо. И в первую очередь для вас самих. Это огромная работа над собой«.

Что остается тем, кто нашел для себя журналистику слишком поздно, еще не успел наработать портфолио? Преподаватели могут снисходительно списать пробелы в знаниях на юный возраст или отсутствие опыта. Но с каждым годом обучения от вас потребуется больше знаний, больше мотивации, больше инициативности.

Опыт трех творческих конкурсов научил главному – приукрашивать знания о мире медиа не стоит. Больно смотреть, как абитуриент якобы и читает местную прессу, и следит за телевидением, но на вопросах «кто из ведущих больше нравится» или «какая колонка вам интересна» впадает в ступор и так из него и не выходит.

Не стоит приукрашивать и в дальнейшем, на сдаче сессии. На первом же экзамене по основам теории журналистики преподаватель уставала чеканить – «Журналистика это не про «уметь писать»! Хотите писать – идите на литератора! Журналистика про другое!».

Если вы застали себя за вопросом, нужен ли диплом на вашем пути журналиста, не бойтесь искать информацию. Ищите, какие успешные журналисты получали высшее образование, вчитывайтесь в их биографию. Шерстите страницы вузов, задавайте вопросы выпускникам, ходите на дни открытых дверей, наконец. Только так можно выбрать для себя лучшее и не пожалеть о мучительно долгих (и дорогих!) четырех годах обучения.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать