За последние несколько лет качество формы для школьников выросло на 20%: теперь образовательные учреждения стремятся одеть ребят в натуральные ткани и удобные фасоны, которые, кстати, производятся у нас (когда как еще в 2014 году большинство материалов поставлялись из Узбекистана, Белоруссии и Турции). Отдельным критерием в оценке школьной формы Роскачество выделило возможность регулирования одежды по размеру. Для родителей этот фактор особенно важен: порой выходит слишком накладно покупать новый комплект каждый год, а то и раз в полгода.
Правда, недостатки у школьной формы все еще есть: ткань с трудом впитывает влагу, быстро пачкается и плохо отстирывается. Однако главной проблемой для родителей на сегодняшний день остается вопрос цены. Качество растет, соответственно себестоимость продукта тоже. Многие семьи жалуются на то, что школьная форма стала обходиться им слишком дорого. В некоторых школах до сих пор не предусмотрены варианты для малоимущих семей.
С вердиктом, вынесенным Роскачестом, мы ознакомились, а что думают о форме сами школьники?
Алина Сахаева, 6 «а», Школа №547, Москва
«В моей школе у нас все носят обязательную школьную… жилетку. Это такая жилетка темно-серого цвета с символом нашей школы. От нас не требуют покупать одинаковые юбки, брюки или пиджаки, но наличие жилетки у всех учащихся обязательно. В принципе, это никому не доставляет проблем, никто не бунтует. Правда, иногда бывает очень жарко, и хочется остаться в одной рубашке, но так не разрешено».
«Если вы когда-то были в нашей школе, то вам точно повезло. Она очень крутая. Нам разрешено ходить в любой одежде черно-белого цвета, соблюдая деловой стиль. Я могу надеть брюки, которые сам выбрал, и рубашку с пиджаком или без. Могу атласную бабочку нацепить, галстуки не люблю. У сестры в школе в этом плане грустно. Нужно какие-то сарафаны страшные надевать, а учителя ходят, как на карнавале. Это, по-моему, нечестно. У нас все одеты строго и стильно. Кто-то носит брендовые ремни, а кто-то затаривается в H&M. Кому как повезло».
«У меня три сестры и один старший брат. Семья у меня совсем не бедная, но так как нас пятеро лишних денег не бывает. Хотя, наверное, лишних ни у кого не бывает. Я часто за братом донашиваю, потому что-то новое купить не всегда получается, тем более что-то для школы. У нас нет школьной формы. Ходи в чем хочешь. С одной стороны, это удобно: что выпало из шкафа, то и надел. Но мне кажется, что одноклассники на меня смотрят с жалостью, что я все время в одну толстовку одет. Мама моего лучшего друга все время моей маме пакеты с одеждой приносит. Мне неприятно. Как будто мы бедные, а нас просто много в семье. Думаю, если бы была одинаковая форма, то на меня обращали бы меньше внимания».
«Я ненавижу эту школьную форму. Она неудобная, колется. У нас девочки обязаны носить сарафан или юбку с пиджаком. А мальчики – брюки, жилетку и пиджак. Все это должно быть куплено в одном ателье. Раньше я училась в другой школе, где у нас был принят деловой стиль в одежде. Я носила брюки с рубашкой, а в нынешней школе так нельзя. Видите ли, брюки не подходят для настоящей леди. По-моему, это глупо. Ужасно неприятно, когда в школе жарко. Колготки в ноги впиваются и прилипают, юбка шерстяная давит. А в брюках можно и без колготок ходить».
Татьяна Дыгун, практикующий психолог
«Введение школьной формы, по моему мнению, должно быть обязательным правилом в школе. Главное, чтобы дети чувствовали себя в ней комфортно. Неправильно пять дней в неделю по 6-8 уроков в день носить одежду, которая доставляет эмоциональный и психический дискомфорт. В таком случае нужно серьезно сказать об этом родителям или классному руководителю. Объяснить, почему та или иная вещь вам не нравится. Если вы приведете достаточно аргументов, то, скорее всего, вас поддержат.
На сам образовательный процесс школьная форма влияет положительно. В школах, где есть форма, дети более дисциплинированные. Носить обязательную школьную форму для ученика означает брать на себя меру ответственности за свой внешний вид. В форме обучающийся начинает осознавать свое место в школе, свою социальную роль, как ученика. У первоклассника активнее происходит процесс социализации. Ребенок понимает, кто он такой в школьной среде, какие функции на него, как на ученика, возложены.
Я считаю, что данное правило позволяет формировать социально значимое поведение. Думаю, внедрение единой формы помогает сформировать в коллективе осознанное отношение к школьным обязанностям».
Имена некоторых учащихся были изменены по просьбе родителей.