Ещё один участник Берлинского кинофестиваля добрался до российского проката. На этот раз экраны отечественных кинотеатров украсила драма «Между рядами» молодого немецкого режиссёра Томаса Штубера, получившая в Берлине престижный «приз экуменического жюри » - независимую кинонаграду, которая вручается не только за художественное качество фильма, но и за религиозную, социальную и гуманистическую проблематику.
Кадр из фильма "Между рядами"
Немецкое кино до сих пор находится в состоянии затяжного кризиса. И пока что каких-либо серьёзных перспектив к его возрождению, увы, нет. На сегодняшний день немцы ещё достаточно слабо представлены и в фестивальной, и в коммерческой среде. Но иногда современный кинематограф Германии рождает действительно выдающиеся и уникальные ленты. Подобными исключениями из правил были в своё время некоторые работы Кристиана Петцольда, Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка и Фатиха Акина. В этом же году Германия поразила невероятно тонкой и лиричной картиной «Между рядами» молодого постановщика Томаса Штубера.
В центре внимания фильма - небольшой немецкий супермаркет и его работники: кассиры, фасовщики, менеджеры. Маленькие люди со своими мечтами, душевными травмами, радостями... Главный герой - Кристиан - ещё новичок в этом искусственно созданном микромире. Первое время он осваивается и проходит испытательный срок, работая помощником водителя погрузчика Бруно.
Бруно (слева) и Кристиан (справа). Кадр из фильма "Между рядами"
Кристиан - одинокий человек с тяжелым прошлым. Татуировки на его теле - отпечаток этого прошлого, который напоминает ему о том, что он когда-то занимался криминалом, нарушал закон. Но, несмотря на это, в его взгляде видно искреннее желание стать лучше и очиститься от прошлых грехов. Видимо, поэтому он влюбился в свою коллегу Марион из отдела сладостей. Она - его прекрасный идеал, но, к сожалению, недостижимый. Дело в том, что Марион замужем, а супруг держит её в ежовых рукавицах и, возможно, даже избивает.
Будь этот фильм типичной мелодрамой, финал был бы предрешен: влюблённый герой спас бы свою возлюбленную из оков злого мужа. Но «Между рядами» - не тот случай. Как и в жизни, здесь герои, по большей части, не способны на героические подвиги. Поэтому мечты для них так и остаются мечтами.
Кристиан и Марион. Кадр из фильма "Между рядами"
Режиссёр удивительным образом осовременивает концепцию производственного романа. Убрав из него всё лишнее - левый пролетарский пафос, стилистику соцреализма - он вычленил самое главное - человека и его работу. Именно поэтому антураж и структура супермаркета сконструированы здесь детально точно. Оператор Питер Матяско геометрично запечатлел планы товарных рядов, среди которых человек кажется чем-то маленьким и несущественным. Интерьеры магазина в его объективе выражают внутреннее состояние героя и его душевные переживания. Супермаркет, в конце концов, оказывается маленькой моделью социума.
Кристиан. Кадр из фильма "Между рядами"
Рассказывая о вечном человеческом одиночестве, режиссёр показывает, как мало мы друг о друге знаем. Мы видимся каждый день на работе, здороваемся, говорим о чём-то, но при этом даже не задумываемся о том, что на самом деле происходит в душе друг у друга. В обществе мы надеваем защитные маски и выполняем определённые, строго предписанные социальные роли. Томас Штубер своим фильмом призывает нас снять эти всевозможные искусственные обличия и внимательнее вглядеться в окружающих нас людей.
Штубер приходит к утешительному заключению: какими бы уродливыми и безличными ни были условия, в которые помещает нас современный мир, мы все равно найдем способ влюбиться.
"Variety", ведущая американская еженедельная газета