Недавно я посетила выставку китайского художника Лю Болина в музее современного искусства «Эрарта». В своем творчестве Лю Болин соединяет различные жанры и техники, включая скульптуру, перформанс и фотографию. Своими работами он обращается и к важным проблемам всего современного общества, и к политическим противоречиям Китая и других мировых держав.
На первый взгляд, когда вы смотрите на итог работы Болина — фотографии, может показаться, что на них запечатлены необычные пейзажи, не более того. Однако, если присмотреться внимательнее, на каждой фотографии можно разглядеть контур стоящего человека.
В его фигуре есть что-то тревожащее, вызывающее вопросы. Что он здесь делает? Что символизирует его присутствие? С какой целью он вписывает себя в пейзаж?
На самом деле, фигура — это и есть Лю Болин, который «исчезает», становясь «человеком-невидимкой».
Предпосылкой к созданию цикла фотографий «Спрятаться в городе» стали события 2005 года, когда местное правительство уничтожило международный художественный лагерь Суо Джия Кан в Пекине.
Наряду со многими другими художниками Лю Болин, член Суо Джия Кан, потерял свою мастерскую и почувствовал своим долгом выразить протест против беспричинного разрушения творческого дома десятков соотечественников. А политический климат в Китае таков, что определенные формы протеста были и остаются под запретом. Такое непростое положение дел побудило художника разработать оригинальные методы выражения своего мнения. Этими методами Болин пользуется и сегодня.
Удивительно, но художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фотографий. Чаще всего фон для работы подбирается так, чтобы можно было рассказать что-то об актуальных проблемах общества.
Выбранные места должны отсылать с ясностью к определенным символам, будь то политика, экология, культура и так далее… Фон дает самую важную информацию. Конфликт возникает, когда мое тело исчезает в этом фоне — отражении общества с моей точки зрения.
Лю Болин
Работу художника можно рассматривать как метафору состояния современного общества, невидимого для превосходящих его сил государства, окружающей среды.
Потрясающие разум фотографии должен увидеть каждый. Не присматривайтесь сильно, а хотя.... Может стоит все же присмотреться?