Cодержание
Биологи родом из детства
В седьмом классе я заинтересовался естественными науками. Меня привлекали физика, биология, математика и химия. Увлечения были несерьезными – покорять вершины не хотелось.
После девятого класса выбрал профильное направление – биологический класс. Мечтой была работа кардиохирурга. Скоро я понял: уровня профильного класса общеобразовательной школы мне недостаточно. Было решено поступать в специализированный лицей. Учился я тогда средне, ни больше, ни меньше других. То, что мне удалось поступить, казалось удачным стечением обстоятельств. Сейчас я уверен, что это вовсе не случайность.
В лицее меня прорвало! Хотелось изучать все, наверстать упущенное в средней школе. Особенно привлекала биология. Что-то внутри подсказывало, что она мне пригодится.
Не красный диплом
Лучший друг ученого – точный анализ. Я определил свое слабое место – ботаника. Надо было срочно прокачать навыки. Часть олимпиадных сборов проходила в институте леса, а я стал участником научной работы уже после олимпиады. Были важны не только мои знания и усилия, но и люди, которые делились опытом, профессионалы своего дела. Тогда я начал читать качественную литературу. Книги советовал мой научный руководитель, Дмитрий Валерьевич. Он показал мне «настоящую науку». Это помогло уже при учебе в вузе.
Свободное плавание и «patch-clamp»
Если ты в науке, важно как можно раньше осознать свою самобытность, научиться брать на себя ответственность. Только в вузе я смог по-настоящему понять, что значит быть взрослым и отвечать за свои решения. На втором курсе выбрал кафедру биоинженерии растений. На тот момент у меня уже была научная работа в сфере биотехнологии растений. Я вел научный проект в институте леса, но со временем работа стала рутиной.
Захотелось сложностей. Так я познакомился с технологией patch-clamp. Patch-clamp заключается в изоляции фрагмента клеточной мембраны с помощью микропипетки. Методика позволяет контролировать разность потенциалов между сторонами мембраны. С помощью patch-clamp мы измеряем ионные токи. Эти токи проходят через мембрану. Благодаря чему мы узнаем, как ионные каналы клетки реагируют на электрическое и химическое воздействие. Вот так, простыми словами. Patch-clamp – методика, выполняющая одновременно две задачи. Это и проверка, и поиск реальных решений. В идеале, технология позволит людям выращивать любые растения в любой среде независимо от состава почвы.
Не в офисе
Как у большинства, мой рабочий день начинается в 9:00. Но непосредственно к работе приступаем после лабмитинга в 10:30. Мы, еще сонные, собираемся в аудитории, и завкафедры дает небольшие задания на день. Лабмитинг – больше, чем совещание. Мы делимся открытиями, наблюдениями, трудностями и вместе ищем решение. На лабмитинге обсуждается, кто что делал, кто что сделал и кто что будет делать. Для науки важно, чтобы весь экипаж был в курсе событий.
Рабочий день всегда разный. Вчера мы ставили эксперимент, смешивали химические составы, сегодня обсуждаем результаты, а завтра будем проводить анализ зарубежной литературы, работы иностранных исследователей. Иногда мы обедаем. То есть, формально перерыв на обед есть, но порой приходится пропускать: идет эксперимент – нельзя прерываться. По правилам заканчиваем в 17:00, а правила существуют, чтобы их нарушать. Опять же из-за экспериментов часто задерживаемся допоздна.
Почему биониженерия
Пока жива наука, профессия ученого необходима. Моя специализация в будущем будет востребована по ряду причин. Patch-clamp – потенциально перспективная, относительно новая технология. Она была открыта в конце XX века. В 1991 году немецкие исследователи Эрвин Неер и Берт Сакман получили за эту методику Нобелевскую премию. Технология сложная, чтобы ее освоить требуется время и терпение. Много терпения. Можно испортить лишь один пункт эксперимента и придется начинать все заново. До сих пор я пользуюсь методичкой, в которой описаны все действия по порядку.
Преодоление трудностей, эксперименты и маленькие открытие – каждый день что-то новое – никакой рутины. Для ученого это самое главное.