Почему избавиться от лишних дисциплин - не выход
Предположим, все в наших руках. С чего же начнем? Я бы избавился от не самых важных дисциплин (ОБЖ, ИЗО в восьмом классе, седьмой урок физры, на который никто не ходит, обществознание), но от основных нам все равно никуда не деться (химия, физика, биология, матан, история, русский, литра, англ). Слишком много. Посмотрим, что получится, если убирать предметы дальше. Вжух, предметы из профиля превратились в базу, зато уроков в неделю стало меньше! Уже можно сделать пятидневку. Казалось бы, все идеально...
Но как потом поступать в универ, если все предметы по базе? С минимальными баллами попробовать куда-то пихнуть свое тело, только чтобы взяли, мне кажется, не лучший вариант. Значит, придется дополнительно заниматься: курсы, слишком умные книжки, кружки, репетиторы по всем предметам... Даже хуже, чем шестидневка. Получается, принцип выкинуть предметы профиля не подходит.
Гуманитарии
VS
технари
Думаю, решением могло бы стать «давайте в старшей школе выкинем все, что моим профилем не является, мне все равно это не сдать, да и не интересно». Ну или на худой конце оставить по одному часу в неделю. Обратная сторона этой медали в том, что ребята привязываются к классу, к друзьям и не хотят кардинальных перемен.
Если пофантазировать, было бы круто, чтобы ученик мог выбрать себе предметы для изучения. Допустим, тебе нужно набрать 30 часов в неделю предметов, и ты выбираешь себе то, что нужно, например шесть часов биологии и шесть химии, и ходишь с такими же упоротыми в эту сторону учениками на эти уроки (у тебя как бы своя группа на этих занятиях - бро), а на литру у тебя два часа (там другая группа - не бро, но можно и потерпеть).
Ответственность — пополам!
Главное,
что должно присутствовать в школе,
особенно в старшей — это разделение
ответственности ученик-учитель. Сейчас
этого разделения вообще нет, на мой
взгляд. Отсюда очень много проблем у
всех участников. Каждый должен отвечать
за то, за что должен. Как и во всей
остальной жизни. Учитель отвечает за
учеников и за их результаты (огэ, егэ, рдр, впр), ученик ответственности не несет.
Считается, если у него "два", то это потому
что учитель не доработал. Но это неправильно! У каждого своя ответственность.
У одного — дать, у другого — взять.
Еще одни перекос ответственности —
когда родители занимаются уроками детей
или постоянно стимулируют в старших
школах их занятия (уговоры, просьбы,
угрозы, ультиматумы, скандал...). В старшей
школе этого точно быть не должно.
Последняя важная штука. В старшей школе не должно быть людей, которых там быть не должно! Туда не нужно никого тащить, туда не нужно никого брать, потому что кто-то просто хочет, и оттуда нужно иметь возможность просто выгонять, а иначе зачем таскать в старшем звене балласт, который только что слюни не пускает? Ты знаешь? Я не очень.
Секретный ингредиент
Главное, что нам, учителям, нужно делать — меньше работать и не быть такими измученными. Это сложно — работать меньше, потому что часов есть столько, сколько есть. Но никакого желания чему-то учиться у выжатых людей нет.
Здорово заниматься чем-то, не обязательно профессионально, кроме школы: спорт, семья, хобби, экстрим, марафоны, путешествия, да хоть на баяне играть, уже что-то. Чтобы жить было интересно, чтобы было хорошо, потому что состояние — это главное, оно чувствуется первым, и если фонит агрессией или грустью, или усталостью, то все остальное будет восприниматься через реакцию на это состояние. А если круто все и весело или просто спокойно, то остальное уже и не так важно, если честно. Вот в чем весь секрет.
ПУ напоминает, что учителя тоже люди и
им бывает сложно, поэтому давайте уважать
и не доводить друг друга, а еще любоваться
Никитой Владимировичем Веселовым
(преподаватель физики в ГБОУ №598
с углубленным изучением математики,
химии и биологии г. Санкт-Петербург)