Школа, пускай медленно, но всё же меняется. Приоритеты становятся осознаннее, цели — яснее, эксперты — разумнее. И хоть не все изменения в системе образования ощущаются школьниками явно, они-таки делают нашу школу лучше. Или хотя бы стараются. О том, чего добилась школа в 2018 году и какие перспективы ждут учеников и учителей в этом, Министр просвещения Ольга Васильева рассказала «Независимой газете». Ну а мы собрали для вас все важные цитаты из интервью.
Что изменилось в школе в 2018 году?
«Произошёл ряд качественных управленческих изменений. И прежде всего выделение Министерства просвещения, а точнее возврат к отдельному министерству, содержательная основа которого — дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование.
Среди ключевых событий и утверждение Национального проекта «Образование» — ключевых шагов по повышению качества отечественного образования, по вхождению в десятку ведущих стран мира.
Кроме того, год принёс нам много хороших событий, среди которых существенное расширение сети детских технопарков, запуск профориентационного проекта «Билет в будущее» и комплекса мер для помощи школьникам в поисках профессии, ключевым событием которых традиционно стал форум «Проектория».
А что будет в 2019?
«Школа должна помогать ребятам мыслить, реально представлять ситуацию и переносить знания в практическую плоскость. Поэтому мы планируем менять подходы к задачам в средней школе. Хорошо, когда ученик может рассказать, чему его научили на уроке, но применить знания на практике — совсем иная новая качественная плоскость.
Первые материалы для таких задач будут готовы весной 2019 года. Тогда же планируется провести их апробацию, сейчас с этим работают эксперты Российской академии образования».
Каким должен стать учитель?
«Учитель должен любить детей и свою работу. Без этого обязательного условия будет очень трудно. Отмечу здесь два ключевых момента.
Взваливать все задачи и проблемы на плечи учителя — неверный подход, и мы сейчас активно разворачиваем службу психологической помощи в системе образования. В школах должны быть психологи, люди к которым могут обратиться и ученики, и сами педагоги, и управленческие кадры.
И второе, педагогический труд всегда оттачивался опытом и стажем. Раньше, в советской системе, широко было развито наставничество. Сейчас мы возвращаем это понятие в школу, вводим такие должности как «старший учитель» и «ведущий учитель». Первые возьмут под свое крыло методическое сопровождение работы учителей. Ведущий же учитель — настоящий наставник, который всегда окажет помощь начинающим, молодым педагогам. И это будет во многом творческий процесс внутри педагогического сообщества».