Я всегда была маминой
послушной дочкой — училась на пятёрки, выигрывала олимпиады и
научно-практические конференции, участвовала в спортивных соревнованиях и ходила
в театральную школу. И везде меня ставили в пример другим — посмотрите, мол, всё может, всё умеет. А я никак не
могла выбрать, что из этого «всего» — действительно моё.
Летом перед 11-м классом делать
выбор всё-таки пришлось. Это сейчас я веду рубрику «Абитур» в
«Пяти углах» и
пишу мотивирующие тексты о том, что надо определяться с профессией рано, что стоит
выбирать своё будущее осознанно и всё такое. А в школе я была, как все, и выбор
делала очень просто: люблю литературу, русский и
английский… О, журфак СПбГУ! Вариант казался мне идеальным. Ну и что, что я
никогда не участвовала в создании школьной газеты, не читала новости и не
смотрела вечерние «Вести»? «Да кому какое дело, главное — ЕГЭ», — была уверена
я и делала ставку именно на экзамены.
Нарешивая КИМы и читая невероятно
длинный «Тихий Дон», я и не пыталась заниматься чем-то ещё, подготовкой к вступительным испытаниям — в том
числе. В итоге я получила 90+ за все ЕГЭ и то ли 76, то ли
78 баллов за творческое испытание. Конечно, было
глупо надеяться, что за две недели платных курсов можно осилить право и
политику, начитаться нужных газет и журналов и получить хотя бы 85 за вступительный, чтобы
претендовать на «бюджет».
Так отличница первый
раз завалила экзамен
И началась паника. Поступать
на платное? Но как-то несправедливо отдавать 220 тысяч за год, когда у тебя 287
баллов за ЕГЭ… Ждать второй волны и надеяться, что кто-то заберёт документы, и
я поднимусь в списках? Но что я буду делать, если «пролечу» и вообще не
поступлю… А может, ну её, эту журналистику, и пойти на филфак?
Вариант поступать на
вечернее отделение журналистики был самым крайним. «Фу, да там ведь контингент
не очень», — говорили мне девочки с курсов, чьи родители готовы были выложить несколько
миллионов за их образование. «А в общежитие ты как будешь ездить, если учеба
только в 22:00 заканчивается?» — волновалась мама. Сомнений было много, но в конце концов я
решила: лучше уж бюджет, но вечером, чем коммерция с моими-то баллами. А на сэкономленные
деньги родители помогут со съёмной квартирой поближе к вузу.
Пугающая «вечерка»: мифы
и реальность
Когда я шла на первые
пары, то готовилась к худшему: я думала,
что действительно буду учиться со взрослыми однокурсниками, у которых уже есть
дети. Но в моей группе было всего три человека, кому за 20. Остальные
— обычные девочки, только что закончившие школу и такие же напуганные слухами о
страшной «вечерке». Так развеялся первый миф об очно-заочном отделении.
Второй — ещё более
неприятный — касался преподавателей. Мы думали, что нам дадут самых посредственных
и некомпетентных педагогов — ну а кто захочет преподавать тем, кто «не дотянул»
до престижного дневного отделения? Но и тут мы ошиблись. Сейчас я понимаю, что иногда нам везёт
даже больше, чем «очникам»: на наши занятия приходят люди, которые работают
по профессии, а не только читают лекции в университете. Их занятия интереснее и
полезнее, да и доверия к ним больше — всё-таки профессиональные журналисты, дизайнеры
или фотографы, а не просто лекторы.
Третий миф: «вечерка» = «заочка».
Не могу говорить за все университеты и факультеты, но вечернее и дневное
отделение журфака СПбГУ отличается лишь временем занятий и продолжительностью
обучения. Из-за того что в день нам могут поставить максимум три пары (с 17:10
до 22:00), мы учимся пять лет. «Дневники» же занимаются в течение всего
рабочего дня, поэтому их расписание более плотное и укладывается в четыре года.
Вот и вся разница.
Четвёртый миф — плохое отношение
к вечерникам в университете. Мы думали, что для престижного СПбГУ «вечерка» всё
равно что ПТУ. Но за три года мы слышали «фи» только от «дневников». Преподаватели
же все в голос твердят: «вечерники» лучше сдают сессию, успешнее делают
проекты, да и вообще работать с ними приятнее, потому что общаешься со
студентами как с коллегами, а не как с учениками.
Это, кстати, связано с
пятым мифом — мол, без диплома работать по профессии тебя никто не возьмёт. На
самом деле, почти все мои однокурсники где-то работают, причём многие — по специальности.
Кто-то пишет рерайты, кто-то фотографирует на заказ, кто-то занимается SMM. На дневном совмещать
работу и учёбу сложнее — преподаватели жёстче контролируют посещение и
выполнение домашних заданий. А у нас за работу в журналистской сфере даже +1
балл на экзамене добавляют. Все понимают: в редакции ты научишься большему, чем
в университете, и потому за пропуски занятий из-за работы объяснительные писать
не приходится.
Не оправдываю ли я этим свою неудачу?
Скажу одно: у меня были все шансы перевестись на дневное отделение после первого курса. Но получив желанную работу, я просто отказалась от своего заявления. Потому что если и поступать на журфак, то уж точно не для того, чтобы просиживать штаны на лекциях в университете.