350 из 700
— Нет, у нас на истфаке самый низкий проходной балл 277, а у вас 263. Будете забирать документы?
Мы вышли на Университетскую набережную: дочка плакала, я злилась. «Все впустую, и даже 100 баллов по истории не помогли, — думала я. — Неужели — всё?!«
«Первая волна» поступления завершалась через неделю. А в конце второй моя дочь поступила в СПбГУ — последней в списке рекомендованных к зачислению.
С чего начинается вуз?
После того, как экзамены были сданы и апелляция пройдена, мы приехали в Питер подавать документы. Наметив четыре вуза, за неделю мы обошли все и определили фаворита — СПбГУ. Во многом понравилась организация — никаких очередей, удобное оформление документов, а ещё — доброжелательная приемная комиссия.
В других вузах все было не так привлекательно: в одном нас просто отогнали от стола приемной комиссии, потому что дочка не зарегистрировалась на сайте вуза; в другом мы два часа простояли в очереди, а когда добрались до комиссии, девушка не смогла толком ответить ни на один вопрос; в третьем нам посвятили целый час, расписывая достоинства факультета, и только в конце мы узнали, что там всего три бюджетных места.
Это еще лучше помогло определиться с выбором, куда отдавать оригинал. На самом деле, вуз, как и театр, тоже начинается...
Нет, не с вешалки, а с общего впечатления. Как вас встречает приемная комиссия, как организована подача документов, как ведут себя абитуриенты.
Все это — показатель той атмосферы, в которой вы будете учиться
Если в приемной комиссии на вопрос:«Какой у вас был проходной балл в прошлом году?», на вас смотрят так, будто вы спросили что-то неприличное, это тоже знак, что этот вуз — не ваш.
Потому нам так захотелось остаться в СПбГУ. Самый высокобалльный вуз из всех, куда мы подавали документы, оказался не просто демократичен, но очень приветлив.
Нас не гоняли прочь из-за неверных документов, как в одном из других вузов, а, наоборот, попросили переделать в соседней комнате и совершенно бесплатно. Нам отвечали на все вопросы, давали советы, шутили и подбадривали: «Не волнуйтесь, идите домой, мы вам позвоним». Но мы возвращались снова и снова, потому что понимали: учиться здесь будет хорошо.
Приемная комиссия, мы снова идем к вам!
Дочь не мечтала стать археологом, но документы подала. При этом мы еще и сэкономили свои шансы, потому что история и археология засчитывались как одно направление. Вторым стала философия.
А умение общаться с приемной комиссией помогло нам выбрать третье направление. Дочке хотелось на политологию, но, опять-таки побеседовав с приемной комиссией, мы поняли, что шансов на поступление мало: в прошлом году у последнего зачисленного было 263 балла — как и у нас. Зато нам посоветовали другую программу, религиоведение, где проходные баллы были ниже.
Модная политология или загадочное религиоведение? Мы выбрали религиоведение и оказались правы: на политологии проходной балл в том году неожиданно сильно подскочил, а на религиоведении дочка сразу попала в первую десятку и была зачислена в первую волну. Ей уже не надо было метаться между вузами с оригиналами документов, мы знали, что в СПбГУ она точно поступила.
Нет гарантий...
Мы снова воспрянули духом, и до последней минуты боялись, что кто-нибудь из тех, кто проходил по списку, захочет учиться на археологии и принесет оригинал. Каждые полчаса мы звонили в вуз и нам все повторяли: «Нет гарантий. Если юристы принесут оригиналы аттестата, если на их место сдвинутся историки, если, если...»
На следующий день я позвонила в приемную комиссию истфака. «Поступила», — сказали мне. Но только через два дня, когда на сайте появились приказы о зачислении, мы наконец-то выдохнули.
Компромисс или правильный выбор?
Археология или религиоведение? Мы колебались до последней минуты, и все-таки выбрали археологию, потому что решили - история ближе, это тот же факультет, через год дочка переведется на историю.
Не шли ли мы при этом на компромисс отказываясь от своей мечты?
Именно так поступила одна знакомая девочка, которая хотела учиться только на философском в СПбГУ. Документы она подала на два направления - философия и религиоведение, и в конце первой волны стало понятно, что на философию она не пройдет, зато ее брали на религиоведение.
«Только философия!» - сказала эта девушка и забрала документы из вуза. Так как, больше ни в один вуз она документы не подавала, в этот год она никуда и не поступила.
Другая девушка попадала на политологию во второй волне, но ее фамилия стояла в желтой зоне рекомендованных к зачислению. Девушка испугалась и забрала документы, сейчас она учится на платном отделении в другом вузе.
С дочкой все произошло наоборот: начав учиться, она влюбилась в археологию. Оказалось, что изучать историю по предметам прошлых веков намного интереснее, чем заниматься теорией. И сейчас, почти год спустя, она уже не думает переводиться на историю, тем более, что очень много лекций и занятий у историков и археологов общие.
Какие выводы?
Главное, что понимаешь в этом трудном марафоне: все-таки не баллы решают все, не крутость вуза или факультета, а знания, которые ты получаешь, атмосфера, в которой учишься и твое собственное желание развиваться.