7 февраля в Пушкине прошла конференция, организованная Академией военно - исторических наук в память о 75-летии полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В ней приняли участие глава Муниципального образования г. Пушкин Николай Гребнёв, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Юрий Бочков, представители 46 школ Санкт- Петербурга, в том числе 28 школ Пушкинского района, кадеты Первого пограничного кадетского военного корпуса ФСБ РФ, курсанты Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД РФ.
На открытии выступила Ксения Ляпина, советник председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова: «Тема нашей конференции - блокада и дети. Наши участники, нынешние школьники, вспоминают своих сверстников, тех, кто заслужил право называться героями, кто отстоял город от фашистов. Так современные потомки героев отдают им должное и передают память следующим поколениям».
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом –
Паспорта.
Эти стихи Юрия Воронова открывали основную часть конференции. Юрий Воронов был блокадным школьником, одним из тех, кто жил и учился в Ленинграде. Холод, голод, обстрелы и бомбежки, учеба в школах, работа у станков, эвакуация, потеря близких стали тяжелейшим испытанием, которое они выдержали.
Начало движению за изучение истории своих школ в годы войны и блокады положила конференция «Я на войне был школьником блокадным…», проведенная в школе №183 Центрального района ровно год назад, в феврале 2018 года. Эта сторона жизни героического Ленинграда мало изучена и недостаточно известна. Еще меньше сведений сохранилось о работе ленинградских школ-интернатов в эвакуации.
Поэтому каждая исследовательская работа школьников была интересна. Ученик 11 класса школы № 183 Александр Воронов представил работу, посвященную эвакуации школьников Ленинграда, в том числе учеников школы №183 в Ленинградскую область летом 1941 года. А ученица той же школы девятиклассница Карина Шикунова прочитала доклад «Трудные уроки. О деятельности учителей и учеников школы №183 в 1941 – 1945 гг.»
О том, как работали их школы в годы блокады, рассказывали девятиклассницы Арина Разумовская из школы № 185 и Анна Вересова из гимназии № 105, семиклассники Алина Петраускас (школа № 50), а также Зохра Рагимова и Кирилл Антонов из школы № 367.
Кадеты Первого пограничного корпуса представили результаты исследований об учениках военных спецшкол, которые занимались по программе, приближенной к программам военных училищ. Спецы или красные кадеты, как их называли, во время войны участвовали в обороне города: вместе с взрослыми рыли противотанковые рвы, дежурили на крышах, боролись с зажигательными бомбами, несли патрулирование. О своих однокашниках вспоминал полковник Николай Корольков, который учился в 1941 году в 9 Специальной Артиллерийской школе Ленинграда . Еще одна работа кадетов Первого пограничного корпуса была посвящена развеиванию мифа о нецелесообразности защиты Ленинграда.
Завершили конференцию курсанты Суворовского училища, показав презентацию об участии детей и подростков в героической обороне Ленинграда.
Гости конференции с интересом знакомились с выставкой в холле ДК Пушкинского районного дома культуры. Ее организовала межрегиональная общественная организация содействия изучению отечественной военной истории «Эпоха», в которую входят два военно-исторических клуба – «Рейд» и 201-й воздушно-десантной бригады имени С.М. Кирова.
На выставке были представлены макеты оружия - минометы, в том числе блокадный 1942 года, винтовки системы Мосина и Токарева, пистолеты-пулеметы, револьверы, наганы и даже ампуломет, который стрелял ампулами - шарами с зажигательной смесью, а также использовался для разбрасывания агитационных листовок.
Об оружии и о поисковой работе рассказал Дмитрий Волков, который занимается в клубе «Рейд» уже несколько лет: «Недавно на станции Погостье, где шли ожесточенные бои, мы нашли останки солдата. При нем был «смертный» медальон, поэтому имя и фамилия сохранились. Благодаря редкой фамилии удалось быстро найти его потомков, сына. Когда вот так прикасаешься к истории, испытываешь очень сильные чувства, начинаешь думать о будущем. Я вот решил поступать в педагогический институт».
Прошли годы, и очень важно сохранить память о прошлом. Ребята изучают воспоминания, музейные экспозиции, копии архивных документов и стараются узнать как можно больше о том, какими были их сверстники в годы войны, как учились, боролись и жили. Ученики школы № 367 читают дневник Миши Тихомирова, который учился в их школе и погиб под обстрелом в мае 1942 года.
Мы призываем и другие школы Санкт-Петербурга присоединиться к движению, изучать блокадную историю своего образовательного учреждения и участвовать в конференции, которая будет проводиться ежегодно. Будущее связывается с прошлым, и главной наградой становится память о тех, кто добыл победу ценой своей жизни.