Долой 100 страниц печатного текста с бесконечными ссылками на чужие исследования и работы! С этого года выпускники всех российских вузов могут защищать личные проекты или стартапы в качестве дипломной работы. А что? Умение создать команду, продумать концепцию и сделать реальный продукт – разве не этого ждут от выпускников сегодня? И не за это ли их ценят работодатели? Поэтому Минобрнауки и разработало такое нововведение, предусмотренное госпрограммой «Цифровая экономика РФ».
Вот, например, Евгений Перельман – сейчас он резидент «Сколково», а два года назад был обычным студентом ДВФУ. Перельман – один из первых российских выпускников, который защитил стартап вместо диплома, представив собственный бизнес-проект по продаже медицинского аппаратно-программного комплекса. Стартап получился настолько успешным, что даже нашёлся инвестор, готовый вложить в него 10 млн рублей.
Кстати, о миллионах. Идея с проектами вместо дипломов понравилась и Министерству экономического развития – в 2019 году оно собирается выделить 500 государственных грантов для поддержки успешных проектов выпускников. Суммы серьёзные – до полумиллиона рублей.
Конечно, для того чтобы получить диплом за стартап, нужно выполнить несколько условий. Во-первых, проект должен представлять прикладную научно-исследовательскую разработку или оригинальную и перспективную бизнес-модель, которая создана в рамках конкурса стартапов. Во-вторых, студент должен выиграть этот самый конкурс. Наконец, тематика работы должна соответствовать образовательной программе. Но вот как оценить качество проекта, оригинальность идеи, перспективы развития – ещё вопрос. Всё-таки диплом – серьёзный документ, который выдают не абы как.
Так или иначе, задумка хорошая, а главное – с практической пользой. Сегодня всё больше вузов начинают принимать абитуриентов не за баллы ЕГЭ, а за их личные достижения в проектной и научной деятельности, и выпускать студентов не только с дипломом, но и с реальными проектами за плечами. И следующий важный шаг – построить само обучение так, чтобы в его основе была проектная деятельность, причём как в вузах, так и в школах.