Как сегодня независимому музыканту в России записать и продвинуть свой музыкальный альбом? О краудфандинге, промо-кампании альбома и технической работе над музыкой рассказывает Мария Семёнова – лидер и вокалистка петербургского музыкального проекта Maria Majazz, выпустившая первый LP-альбом «Витражи».
– С какими трудностями сталкивается музыкант, который работает сам, без лейбла и продюсерского центра?
– Организация концертов, выпуск альбомов и синглов, поиск команды, взаимодействие с цифровыми музыкальными площадками, СМИ, промоутерами и организаторами, саунд-продюсирование, организация съёмок, интервью... Всё это ложится на плечи DIY-артиста. Конечно, можно найти менеджера и поручить всю эту работу ему. Однако на первых порах всё равно придётся отслеживать все процессы самому.
Никто не будет присылать тебе готовый список дел с красивыми пунктами типа студийные часы, съёмки для глянца, встречи с композиторами и режиссёрами нового шоу. Этот список формируешь ты. Планирование, целеполагание и дисциплина становятся твоими вынужденными друзьями. Эти сложные товарищи теснят богемный образ жизни, креатив и спонтанность.
– Самый главный плюс, на мой взгляд, и он же главная сложность – подбор команды. Для того чтобы воплотить собственное видение своей музыки, нужно найти людей, которые будут с тобой на одной волне, и точно объяснить им, чего ты хочешь и каким ты видишь свой продукт.
Бывают дни и недели, которые ты целиком посвящаешь написанию музыки, забывая про всю административную работу. Независимому артисту нужно находить эту грань между творцом и добытчиком, творческой единицей и менеджером. Я ищу эту грань уже восемь лет.
– Написать музыку. Понять, что просто не можешь её не выпустить. Найти музыкантов, звукорежиссеров, саунд-продюсеров, аранжировщиков, которые смогут воплотить твой замысел. Эти услуги платные, хотя все эти люди вполне могут стать твоими друзьями и помочь тебе на взаимовыгодных условиях. Можно также прибегнуть к краудфандингу, как это сделали мы – то есть собрать деньги в Интернете с целью поддержать усилия других людей. Дальше – записать альбом. Договориться с лейблом или «зарелизить» его самостоятельно, например, через социальные сети – выложив пост на своей страничке, попросив друзей и коллег сделать репосты, написать в музыкальные паблики ВКонтакте с просьбой анонсировать у них вашу музыку. Разместить на всех цифровых площадках (iTunes, Яндекс.Музыка, VK Music, Google Play и пр.).
Что касается поиска слушателей, то у всех здесь свой путь. Кого-то узнают после конкурсных шоу, кто-то выкладывает вирусное видео на youtube, кто-то снимает ролики для Инстаграма, а у кого-то много денег (шучу). Я думаю, если делать честную музыку, то слушатель это всегда почувствует и останется с вами. Неплохо бы при этом, конечно, иметь некую сумму на продвижение музыки – в вашу промо-кампанию может входить распространение альбома по тематическим пабликам, изданиям, лидерам мнений.
Наш второй альбом «Витражи» мы записали с помощью наших поклонников и краудфандинг-сервиса. Нашими «спонсорами» стали слушатели и случайные люди, которых мы зацепили.
– Ты приходишь в студию с уже готовыми песнями и аранжировками. Остаётся качественно записать материал, а затем передать его на сведение и мастеринг (из исходных материалов создаётся продукт, который служит эталонным образцом для тиражирования и называется мастер-копией). Некоторые музыканты ищут «саунд» прямо на студии, а то и пишут там же песни и аранжируют их. Мне нравится подход, когда приходишь с готовым материалом, точно зная, что ты хочешь увидеть в итоге.
Будьте честны сами с собой в том, что и для чего вы делаете в музыке.
Думайте о том, что вы хотите сказать своей музыкой, размышляйте о её культурной ценности.
Старайтесь работать с музыкантами, которые выше и круче вас по уровню мастерства. Тянитесь к ним.
На первых порах все копируют и подражают любимым артистам – постепенно пробуйте переходить на свой «саунд», свою музыку.
Не бойтесь своей уникальности. Ищите единомышленников. Для этого заявляйте о себе, не прячьтесь, а показывайте своё творчество.
Берите примеры с того, как работают лучшие музыканты. Изучайте гармонию, аранжировку, саунд-продюсирование. Будьте жадными до новых знаний.
Не расстраивайтесь и не тратьте время, если вас куда-то не берут, не замечают, если нужный человек не обращает внимание. Просто делайте своё дело. Любовь к музыке и преданность делу – сами по себе награда.