Всё началось во втором классе: меня выбрали в старосты. В этом же году к нам пришла девочка Вика из не самой благополучной семьи: мамы у неё не было, отец пил, и всех детей на своих плечах «тащила» бабушка. Учительница сразу
взяла Вику под своё крыло.
Для каждого родителя свой ребёнок белый и пушистый
Однажды Вика попыталась посплетничать со мной, рассказав гадости о других одноклассницах. Мне показалось это мерзким, и я просто отмахнулась от неё. Тогда на следующий день пришла бабушка Вики. Она отвела меня к стене и буквально нависла надо мной, взяв за воротник формы. До сих пор помню её жестокие глаза и пушок над верхней губой.
Взрослый человек пришёл в школу, чтобы припугнуть ребёнка? Это не укладывается в голове даже сейчас, не то что тогда. Да, среди детей постоянно происходят какие-то ссоры, и это нормально. Но моя новая одноклассница вместе со своей бабушкой, похоже, были другого мнения.
С этого дня началась история под кодовым названием «Вика».
Ошибка учителей
Почти все наши преподаватели увидели в Вике несчастного ребёнка и решили, что их долг — защищать её, несмотря ни на что.
Время шло, мы росли, и вот уже в шестом классе классная руководительница позвала меня в кабинет поговорить. Меня попросили не обижать Вику, не провоцировать её и одноклассников на ссоры. Но я искренне не понимала: причём тут я? Это не я собирала свои вещи и выходила из класса, хлопая дверью, когда учитель делал банальное замечание не болтать. Не я при каждом удобном случае звала в школу бабушку, чтобы та разобралась с обидчиками. Не я разговаривала с учителями матом и курила за школой.
Но учителя всё прощали ребёнку, у которого «ничего не было». Хотя кое-что у Вики всё-таки появилось — нахальство, наглость и осознание собственной безнаказанности.
После шестого класса всё стало только хуже.
Дети, как известно, очень жестоки
К нам пришла новенькая. Вика сразу приметила её — такую маленькую, хрупкую, одинокую. Сначала она доводила новенькую издёвками, а мы, пытаясь заступиться, снова нарывались на бабушку, которая смотрела в невинные глаза своей внучки и верила каждому её слову.
Однажды Вика позвала новенькую «встретиться поговорить за школой». Всем школьникам известны эти «встречи». Дети, как известно, очень жестоки.
В тот день меня не было в школе: я отпросилась из-за плохого самочувствия. Но моё отсутствие не спасло меня от ответственности. Учителя быстро узнали о драке на заднем дворе и на следующий день пришли разбираться. Вика сбежала, а виноватыми выбрали меня и ещё одну девочку: меня — потому что староста, её — потому что всегда говорит правду. Слова взрослых были как пощечины. Мы чувствовали себя беззащитными.
Я никогда не рыдала так сильно, как в тот день. Я услышала столько гадостей от своих учителей, среди которых была и моя первая учительница, которую я очень любила.
Тогда я впервые рассказала обо всём маме
На её предложение пойти в школу и поговорить с учителями и Викиной бабушкой я ответила отказом. Представив себе такую ситуацию, я решила, что буду ничуть не лучше всех этих людей.
Историю замяли: новенькая перевелась в другую школу, Вику гладили по голове с ещё большим усердием, а меня игнорировали. Стало совсем невыносимо, и я оставила свою должность старосты. Мне было всё равно, кто займёт моё место. Да никто и не стремился, зная, чем это может обернуться.
Меня ждал новый удар: моя лучшая подруга Юля устроила мне бойкот
Надо сказать, что характер Юли очень боевой — она смелая, дерзкая, даже немного грубая. И ей показалось забавным объявить мне бойкот. Откуда в девочках такое умение плести интриги?
Бойкот растянулся на полтора года. Со мной общалась только моя двоюродная сестра. И если предательство учителей я могла стерпеть, то такого поступка от друзей я не ожидала.
Зная, что теперь я стала ещё более уязвимой, Вика начала оскорблять меня, писать гадости на заборах, разносить слухи. Когда я решила поговорить с ней, она пнула меня в живот. Это было последней каплей. Моя мама позвонила в школу, и когда всё всплыло на поверхность, учителя наконец осознали, что всё это время прикрывали своим крылом хитрое безжалостное создание.
Так кто же всё-таки был виноват?
Понемногу всё начало приходить в норму. Классная руководительница извинилась передо мной, и всем стало проще жить: виновный был наказан, а мы реабилитированы. Но вопрос остаётся открытым: кто виноват? Я, когда отмахнулась от Вики во втором классе? Её бабушка, которая захотела решить проблему самостоятельно? Моя мама, вовремя не позвонившая в школу? Учителя?
Пожалуй, главным врагом была вовсе не эта девочка с реальными проблемами, которые требовали помощи специалиста, а непонимание взрослых людей.
Что делать, если вас травят в школе?
Будьте терпеливы, но никогда не молчите, если вас запугивают. Принимайте меры, говорите родителям, обращайтесь за помощью к психологам, меняйте школу — делайте хоть что-то, но не пускайте всё на самотёк. Знайте, что в случае травли в школе вы можете обратиться к директору и в комиссию о делах несовершеннолетних. В крайних случаях можно пойти в полицию. Самое важное: не молчите.
Имена изменены по просьбе героя