Лётчик гражданской авиации, командир воздушного судна, пилот-инструктор эскадрильи вертолётов Ми-8 Владимир Сергеевич С. рассказал о непростой профессии пилота гражданской авиации.
— Расскажите, почему вы выбрали такую специальность?
— Мой отец всю жизнь работал пилотом. Он был для меня примером, поэтому, окончив школу, я поступил в лётное училище. Ещё в молодости мы с друзьями ходили в модельный клуб, делали модели самолётов. Я, кстати, до сих пор этим занимаюсь — у меня коллекция собранных самолётов, вертолётов и танков. А ещё подростком прыгал с парашютом.
— Значит, вы основательно подготовились к поступлению. А где можно освоить профессию пилота?
— В этой области есть среднее специальное и высшее образование. Первая ступень — это лётное училище, потом можно поступить в вуз. Я учился в Бугурусланском лётном училище гражданской авиации. А затем, уже имея опыт работы, получил высшее образование, окончив Санкт-Петербургский университет гражданской авиации.
— С какими трудностями сталкиваются молодые люди, поступающие в лётные училища?
— Требуется пройти медицинскую комиссию. Будущий лётчик должен быть абсолютно здоровым, и даже из-за каких-то маленьких проблем происходит большой отсев абитуриентов. Потом нужно сдать вступительные экзамены — я писал сочинение по русскому языку, математику, а также сдавал нормативы по физкультуре. Желающих поступить много — а мест мало, поэтому везёт далеко не всем.
— И кем же вы стали работать после окончания училища?
— Я вернулся на родину в Петрозаводск и стал работать вторым пилотом самолёта Ан-2. Отработав какое-то время, переучился и работал на вертолёте Ми-8. После этого снова переучился и работал уже вторым пилотом на самолёте Ту-154 в компании «Utair». Потом вернулся домой, стал командиром Ми-8. Параллельно с этим повысил квалификацию и стал пилотом-инструктором. Теперь сам обучаю действующих пилотов гражданской авиации.
— У вас насыщенный профессиональный путь, а из чего состоит обычный рабочий день пилота?
— Мы выполняем различные задачи — санитарные рейсы, регулярные рейсы по Карелии, работа на коммерческие организации, перевозка туристов. За время своей работы пришлось поработать в разных регионах и облететь весь северо-запад, а также Мурманскую область. Работая на Ту-154, я летал по всей России.
— А если говорить о зарубежье. Есть ли работа для пилота гражданской авиации за границей, и что для этого нужно?
— Для того чтобы работать не в России, нужны хорошие знания английского языка. Придётся сдать экзамен. Что касается работы, то да, конечно, она есть. Мой отец, например, работал в Африке и Европе. А мои коллеги выполняли задачи российских экспедиций в Антарктиде. Кстати, в там работал самолёт Ан-2 петрозаводского авиапредприятия.
— Нескромный вопрос — ваша зарплата компенсирует все эти неудобства?
— Вполне.