В рамках образовательной реформы в России проходит оптимизация сельских школ. Их закрывают, объединяют в одно образовательное учреждение, меняют систему одиннадцатилетнего образования на школы-«девятилетки». Так произошло и в посёлке Кяппесельга Кондопожского района Республики Карелия. Здесь школа открыта с 1956 года. Когда-то в ней обучалось около трёх сотен детей, был большой коллектив учителей, школа выпускала золотых и серебряных медалистов, которые продолжали образование в разных городах России...
А сегодня в нашей школе всего 35 учеников и 12 учителей
И нет, школу не
закрывают, но уже несколько лет она выпускает учеников девятого класса, не имея
возможности обучать их дальше. Кто-то из выпускников едет получать образование
в техникумы и колледжи, другие по возможности продолжают обучение в Кондопожской школе-интернате.
«Но какой родитель хочет отправить своего ребёнка в интернат? Это не выход. Поэтому район всеми силами старается сохранить полноценные школы с 11 классами, — так комментирует ситуацию один из специалистов отдела образования Кондопожского района Валентина Владимировна Паукова. — Ситуация сложная. Все знают, что закрытие школ в посёлках и деревнях ведёт к тому, что уезжает рабочий состав населения — поэтому и учеников неоткуда привлекать».
Вот и стоит в посёлке Кяппесельга полупустое двухэтажное деревянное здание
С каждым годом на линейках всё меньше учеников. В начальной школе четыре класса, а учителя всего два. Один ведёт уроки у первого и третьего класса, другой — у второго и четвёртого. Девятый класс в этом году закончили пять мальчиков. Сейчас они решают, куда идти дальше.
Не секрет — молодёжь уезжает в города, и, если раньше они ехали получать специальность, чтоб вернуться и работать дома, то сейчас они уезжают, чтоб остаться там. Конечно, ведь в деревнях и посёлках нет ни работы, ни жилья, ни развития... Что там делать работоспособным молодым людям?
Ситуацией озабочены местные жители
Своим мнением поделилась Елена Ивановна Цебро: «Я живу здесь почти тридцать пять лет, у меня трое детей, все они учились в местной школе. Раньше она не уступала любой городской: ребята хорошо учились и сдавали экзамены, учителя были сильные. Дети постоянно куда-то ездили: то на конференции с докладами, то на конкурсы, то на экскурсии. Ходили в походы всем классом, ездили на лыжах. У них действительно была насыщенная школьная жизнь — все были заинтересованы. А сейчас... Сейчас ребят у нас немного. Педагоги всё равно для них стараются, но, к сожалению, не всё зависит от простых людей. Была работа — была молодёжь, были ребятки. Сейчас молодым у нас делать нечего».
О судьбе школы волнуются ученики и выпускники
«В первом классе у нас было два параллельных класса, со второго нас уже объединили. Я успела закончить 11 классов, очень жаль, что сейчас у ребят нет такой возможности. Ребята вынуждены уезжать в город, чтоб окончить школу, или уходить после девятого класса в училища, — делится мыслями выпускница школы Вероника Богданова. — Когда мы учились, в школе были все учителя-предметники. Были разные спортивные секции, творческие кружки. Мы тогда ничем не отличались от городских учеников. Из нашего класса многие поступили в университет, хотя у нас не было репетиторов. Учителя занимались с отстающими после уроков, причём бесплатно».