Что случается, когда кто-то из учителей определяет тебя в число своих «нелюбимцев»? Каждый его урок тогда превращается для несчастного ученика в настоящий ад.
Со мной это случилось под самый конец учёбы — в 10 классе, когда у нас в очередной раз сменился учитель русского языка и литературы.
Она была строгой и очень компетентной, и я подумала, что это хорошо: наконец-то появится хорошая возможность восполнить пробелы и вновь вернуть себе пятерку в четверти. После короткого знакомства и нескольких заданий из учебника, нам дали контрольную.
Сейчас я с легкостью смогла бы её решить, но тогда она показалась мне очень сложной. На следующий день учитель принесла результаты и начала обсуждать их в классе. Почти все получили двойки, у кого-то красовался настоящий кол и лишь единицы получили тройки или четверки.
Но почему-то именно моя работа оказалась в центре внимания. Слушать такие выражения, как «это знания пятого класса, как ты смогла перейти в десятый?» или «ты наверное раньше двоечницей была, так?», было очень неприятно, но я убеждала себя потерпеть, просто молчала, чувствуя, как горит лицо.
И это были только цветочки
Так получилось, что десятый класс совпал с моим окончанием художественной школы. Я очень любила там заниматься и собиралась дойти до конца, чтобы получить аттестат и, возможно, поступить куда-то дальше по профилю.
Я должна была подготовить дипломную работу: рисунок, скульптуру и декоративную работу. Приходилось часто бывать в художке и проводить там много часов. Родители были в курсе и даже сообщили об этом классному руководителю.
Тем не менее, каждый пропущенный урок литературы ухудшал отношения между мной и преподавателем. Уроки становились невыносимы – любую ошибку разбирали на примере моих работ, со смешками и явным недовольством. На литературе при каждом ответе меня перебивали, задавали вопросы не по теме. Я терпела, постоянно повторяла себе, что это все временно и мне нужно просто привыкнуть, дальше будет лучше, легче. Но с каждым днем становилось всё хуже и однажды закончилось настоящей истерикой со слезами.
Родителям я ничего не сказала, а свой уход из художественной школы аргументировала так: не
успеваю по учебе.
Затем настало нечто вроде затишья. Произошло ли это потому что девочка из параллельного класса по вине того же учителя упала в обморок и ей вызывали даже «Скорую»? Я не знаю, но учитель немного успокоился, и это позволило мне передохнуть и окончить десятый класс с обещанной мне тройкой.
В 11 классе пару первых недель учёбы были доброжелательными, словно и мне и всему классу давали поднакопить сил перед настоящей нервотрепкой с экзаменами и итоговым сочинением. А затем всё началось заново: бесконечные нападки от преподавателя, глаза не поднимай, молчи и притворяйся перед родителями.
Когда мы выбрали
предметы для ЕГЭ, мне вновь посчастливилось оказаться в числе «самых отстающих,
ленивых и неспособных». Сдавать литературу решились немногие, а дальше кто-то и
вовсе от неё отказался. И каждый раз перед тем как начать проверять домашнее
задание по литературе меня и ещё троих девочек поднимали и перед всем классом
начинали отчитывать за то, что мы выбрали этот сложный для понимания предмет, никто
из нас совершенно ничего не читает, а для сдачи нужно знать много, и что мы
ничего не знаем о теории литературы.
А конкретно меня за то, что впоследствии я обязательно опозорю нашего учителя.
Наконец я решилась всё рассказать родителям. И это прекратилось после одного-двух разговоров на родительском собрании, где свидетелей было много. Папа задавал самые простые вопросы, на которые он видел только одну реакцию — удивление, отрицание и судорожный поиск подтверждения своих слов.
Сейчас я учусь на выбранном мною факультете журналистики, а саму литературу сдала на достаточно хороший балл, по крайней мере, этого было достаточно чтобы получить самую хорошую скидку на обучение.
Говорить «спасибо» мне не за что. Желания проведать этого
учителя или какого-то другого в этой школе у меня тоже нет.
Оборачиваясь назад, я понимаю, что надо было вести себя иначе и быть может всех
этих мучений не было.
1. Не надо терпеть.
Если ты понял, что преподаватель тебя унижает и обижает, не надо терпеть,
надеясь, что дальше станет лучше. Поговори со школьным психологом, классным
руководителем, если не поможет, иди к родителям.
2. Найди поддержку.
Наедине учитель тебя травить не будет, чаще всего прилюдно, на глазах твоих одноклассников. Заручись поддержкой своих друзей или знакомых, с которыми хорошо общаешься. Одному могут и не поверить, но при поддержке и доказательствах начнут сомневаться.
3. Не бойся последствий.
Мне часто говорили: «Молчи, иначе хуже станет». Нет,
не станет. Хуже с каждым днём становится только тебе, и сейчас именно тебе решать бороться или разрешить продолжать портить тебе жизнь в школе.