Две недели назад наша редакция запустила опрос «Смартфон – моё второе я?» Мы решили выяснить: чем стал для нас смартфон, и действительно ли аппарат заменяет для нас реальность? Мы собрали уже более 2 000 ответов, а сегодня информагентства запестрили заголовками: мобильные телефоны, вероятнее всего, запретят проносить в школы. В Совете Федерации обещают окончательно решить вопрос уже к августу.
Наша запретительная машина, конечно, работает на «ура». Как
только что-то непонятное, как только вопрос чуть глубже обычного, тут же
включается «аварийный маячок». И формулировка такая, знаете, не оставляющая
шанса: «Нельзя действовать жесткими запретительными мерами, — высказалась
Валентина Матвиенко, глава Совета Федерации, и спустя предложение добавила: —
Телефонов у детей на уроках и переменках быть не должно».
Почему чиновникам так хочется запретить мобильные телефоны? По их словам, на переменках ученики не общаются друг с другом, уткнулись в экраны. А вот наши две тысячи респондентов говорят: да нет, мы как раз общаемся (более 70% ответили, что чаще всего используют смартфон именно для этого).
В Совете сетуют: из-за телефонов ученики отвлекаются на уроках. 66% подростков в нашем прошлогоднем опросе о школе (1161 ответ) пожаловались на отсутствие выбора интересных предметов. Чем заняться гуманитарию на физике, которую зачитывают для тех, кому её сдавать? Отберём смартфон – наверняка начнет отвлекать соседа по парте. Скажете, нет?
Подход у законотворцев привычный, старый. Вот только проблема перед нами стоит новая, сложная, требующая участия не только Роспотребнадзора (именно эта организация должна за месяц определить судьбу ваших телефонов).
С одной стороны, министр просвещения поручила в ближайшем будущем избавить наши школы от бумажных учебников — перевести всё в планшеты или смартфоны. Значит, брать с собой в школе электронику всё-таки придется. Какой она будет? Выдаст ли школа планшет, или опять за всё платить самому?
С другой стороны, учёные со всего мира бьют в набат: мы стали хуже воспринимать информацию, сейчас подрастает поколение с полностью клиповым мышлением, сформировавшемся в раннем детстве из-за доступных планшетов, мы теряем навыки письма, устного счёта и, главное, мышления — за нас это сделает искусственный интеллект, а наши собственные нейронные связи ослабевают. И если не принять меры, не подойти к вопросу осознанно, всё будет только хуже.
Можно ли в этой ситуации просто, «по старинке», запрещать? Помогут ли запреты разобраться: а что с нами происходит? Сможем ли мы превратить телефон из «хозяина» в полезного товарища, научимся ли жить с ним в симбиозе, или сами превратимся в «приложение» для смартфона?..
Как вы считаете?
иллюстрация: 4brain.ru