Уже вовсю кипит приёмная кампания, вузы принимают документы и каждый абитуриент уже давно для себя решил, куда идти — на техническое направление или гуманитарное.
Казалось бы, всё просто: нравятся литература, языки, история — гуманитарий, любишь математику, информатику и физику — ты "технарь". Выбирай своё направление и поступай.
Но почему всё чаще с самых высоких трибун у нас говорят о том, как нужны государству программисты, математики и инженеры и как не востребованы историки, журналисты, филологи и философы.
Это, мягко говоря, выбивает почву из-под ног у тех ребят, которые совершенно не планировали связывать свою жизнь с точными науками. Сразу же возникают сомнения, появляется страх неверного выбора.
Что делать? Стоит ли отказываться от своей мечты и пытаться поступить в технический вуз?
Мы решили спросить об этом у тех, кто уже поступил на специальности, которые далеки от математики и физики.
— Вопрос о том, куда поступать, начал волновать меня с девятого класса. Сначала было три варианта: идти учиться на психолога, потому что мне всегда нравилось помогать людям; стать журналистом, так как я любила читать и прекрасно справлялась с написанием материалов для школьной газеты или попробовать выучиться на учителя начальных классов, потому что мне нравилось заниматься с малышами во время дней школьного самоуправления.
К десятому классу осталось только два варианта: психология и журналистика, поэтому целый год я взвешивала все «за» и «против».
Мои родители не очень радостно восприняли то, что я выбрала не техническую специальность. Но сейчас они говорят, что я правильно поступила, отстояв тогда право выбирать свой путь самостоятельно. В конце концов, я выбрала журналистику и не жалею.
Мне сложно говорить о гуманитариях и «технарях», я придерживаюсь мнения, что каждый человек сочетает в себе и то и другое. Если мы посмотрим на ситуацию со стороны, то гуманитарии могут быть востребованы так же, как и люди, получающие образование в технической сфере или сфере точных наук.
Просто у меня лучше получится написать статью на десять тысяч знаков, чем объяснить, как с математической точки зрения работает бутылка Клейна. Каждый человек, если хочет стать настоящим профессионалом в своём деле, должен быть сосредоточен на получении практических навыков и опыта в своей сфере, но это не значит, что лингвист не может интересоваться происхождением чёрной материи, а физик читать Гессе.
Надеюсь, в ближайшем будущем до людей дойдёт, что востребованность никак не связана с условными категориями «технарь» и «гуманитарий».
Ира Астрелова, 3-й курс, факультет журналистики ИГУ
— Я думаю, что образованный человек всегда будет востребован, и неважно, гуманитарий он или "технарь". Вот я, например, будущий учитель химии и биологии. Хотя я поступила на этот факультет неосознанно, постепенно даже не заметила, как влюбилась в свою будущую профессию.
Сейчас я мечтаю обучать биологии и химии, хочу быть таким педагогом, которого уважают и любят ученики.
Из педагогических вузов выпускается много специалистов. Будет очень хорошо, если хотя бы четверть из них пойдёт работать в школу. Все из-за того, что в школе большая нагрузка, а зарплаты, наоборот, невелики. Часто основной доход у учителей — с репетиторства.
Школам нужны молодые специалисты. Я очень хочу и готова внести свой вклад в развитие и улучшение системы образования.
Настя Алёшина, 3-й курс, педагогический институт, физико-математическое естественнонаучное и технологическое отделение.
— В школе мне больше нравились русский язык и литература, чем точные науки. К выпуску у меня было два варианта, куда поступать – на филологию или коммерцию. Я почитала немного про филологию, про то, чем занимаются филологи, и решила, что это подойдет мне больше, чем туристический бизнес и японоведение.
Я хочу работать в какой-нибудь сфере, связанной с языком, желательно письменным, например, редактором или корректором. Но можно еще работать, скажем, репетитором.
Гуманитарные профессии, на мой взгляд, вообще способствуют поддержанию культурного уровня общества. Язык – это основное средство коммуникации людей, поэтому его, конечно же, нужно изучать. К тому же лингвистика соприкасается с кучей других областей науки: психологией, компьютерными технологиями. Составлению правильных алгоритмов поиска в «Яндексе» тоже лингвисты способствуют.
Тем более что уровень культуры сегодня такой, что хорошие гуманитарии очень даже нужны. Кто же будет те же тексты нормально редактировать?
Настя Макарова, 3-й курс, факультет филологии ИГУ