Эксперты ФИПИ назвали самые частые ошибки выпускников, которые сдавали ЕГЭ в прошлом году. Рассказываем, на что надо обратить внимание, чтобы не потерять баллы.
1. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Со спряжениями глаголов проблемы есть абсолютно у всех, так как тема действительно сложная. Избежать ошибки можно, запомнив простой алгоритм.
Пример: какую букву вставить в слове «тащ_щий»?
Задаём вопрос: что делающий? Получается, это причастие совершенного вида. Определяем, от какого глагола оно образовано: что делать — тащить (не путайте с глаголом «таскать» и его причастием «таскающий»). Тащить — глагол на -ить, не исключение, значит, это второе спряжение, и у причастия будет суффикс -ащ-.
2. Правописание суффиксов и приставок
С такими заданиями не справляются больше половины (58%) выпускников. Для того чтобы написать орфограмму верно, нужно разобраться в правилах, от чего зависит та или иная часть слова.
Пример: какую букву вставить в слове «хрящ_к»?
Задаём вопрос: нет чего? Нет хрящИка, значит, суффикс -ик-.
3. Правописание -Н- и -НН-
Каждый третий школьник допускает ошибку на эту орфограмму. Всё потому что тут надо учить много теории, и у ребят получается каша в голове. Для того чтобы её не было, попробуйте разобрать каждую часть речи и выпишите правила отдельно для существительных, отдельно для прилагательных, отдельно для причастий.
Пример: сколько букв пишется в слове «песча_ик»?
Это существительное образовано от прилагательного «песча_ый». Теперь определяем, как писать его. Оно образовано от существительного «песок» при помощи суффикса -ан-. Значит, в слове «песчаник» пишется тоже одна «н».
4. Грамматика: формы сравнительной и превосходной степеней, ошибки в падежных формах существительных
Да, многие ребята часто пишут «более лучший» или «много время». Нам кажется, что это ошибки по невнимательности. Но повторить тему всё-таки советуем.
5. Нарушения в выборе падежа и предлога при близких по значению или однокоренных словах и в выборе падежа при производных предлогах
Тут нужно заучивать предлоги, а также разбираться в смыслах слов. Вот, например, две фразы: преимущество НАД ними, превосходство ПЕРЕД ними. Слова «преимущество» и «превосходство» очень похожи, однако требуют разное подчинение.
Пример: «в течени_ пяти часов» — что писать?
Нужно определить: перед нами существительное или производный предлог? Первый вариант не подходит, так как существительное «течение» имеет два значения: прямое — поток воды, переносное — направление в какой-нибудь области деятельности. Получается, что перед нами предлог, а он всегда пишется с буквой «е» на конце.
6. Пунктуационные ошибки
В этом году в ЕГЭ по русскому языку ввели новое задание на пунктуационный анализ небольшого текста, и с ним справилась лишь треть выпускников. Для того чтобы не сделать пунктуационные ошибки, нужно знать правила постановки всех знаков во всех случаях, а это задача не из лёгких.
Пример: какие знаки пропущены в предложении «Печален я _ со мною друга нет» (А. Пушкин)?
Это предложение сложное, бессоюзное. Задаём вопрос: почему я печален? Потому что со мною нет друга. Вторая часть предложения указывает на причину, а в этом случае ставится двоеточие.