Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

опросэкзаменылайфхакикуда поступатьОГЭчто посмотретьитоговое сочинениеисторияприемная кампания 2024подготовка к ОГЭКонцертхоббиинтервьюВостребованныеВУЗподготовка к ЕГЭУчителькаталог сочиненийНовый годНа практику — в ПУ!Книжная полка ПУКаталог вузовискусствоМинистерство образованияВаши историиЕГЭ 2024развлеченияСочинениемузыкасоветы психологаличный опытМГУна практику — в ПУ!культурапрофориентацияродителисаморазвитиеКуда сходитькинопоступлениелитератураолимпиадыфестивальКаталог профессийкнигианглийский языкподготовка к экзаменамПсихологиярейтингжурфакТеатрработаКем бытьЕГЭ-2022журналистикарецензияподросткирейтинг вузовлайфхакилицензияинтересные фактыПоступление 2024путешествияСПбГУспортновости кинонеделиувлеченияЛучшее на Стене75 лет ПобедыстудентамшколаДевятиклассникамволонтерствоЕГЭ 2018русский языкисследованиеКак сдать ЕГЭкиносуббота с ПУотношенияНовостиобразованиеЧто почитатьпрофессиивузыРособрнадзорсоветыкарантинолимпиадакак прошли ЕГЭ-2018ЕГЭ-2024вопрос-ответСпецпроекты
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Результаты мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в 2019 году

Результаты мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в 2019 году

Просмотры
1577


1. Общие положения

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885, Рособрнадзором в 2019 году проведён мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности, в части обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Правовым основанием проведения мониторинга послужили:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Приказ Рособрнадзора от 10 июня 2019 г. № 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки».

 

2. Направления мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Надзор за соблюдением образовательными организациями высшего образования законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлялся по нескольким направлениям:

- в части соблюдения требований по размещению информации о наличии специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновлению информации об образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (с изменениями от 21.03.2019);

- в части соблюдения требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (с изменениями от 14.05.2019);

в части соблюдения требования по наличию версии официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955;

- в части соблюдения требований по размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с приказами Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 и от 12.01.2017 № 13.

Для мониторинга выполнения требований законодательства был сформирован перечень из 15 показателей мониторинга, по которым проверялось наличие или отсутствие соответствующей информации на официальном сайте образовательной организации, а также наличие или отсутствие версии официального сайта для слабовидящих. Перечень показателей мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ включает в себя следующие показатели:

1) Наличие версии официального сайта для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению);

2) Наличие на официальном сайте образовательной организации информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов;

Наличие на официальном сайте в подразделе «Доступная среда» информации о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

3) о специально оборудованных учебных кабинетах;

4) о приспособленных объектах для проведения практических занятий;

5) о приспособленной(ых) библиотеке(ах);

6) о специальных объектах спорта;

7) о приспособленных средствах обучения и воспитания;

8) об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;

9) о специальных условиях питания;

10) о специальных условиях охраны здоровья;

11) о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

12) о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ;

13) о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

14) о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате;

15) о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.


 

3. Результаты мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В 2019 году для отбора участников мониторинга системы высшего образования был проведён анализ образовательных организаций высшего образования на предмет наличия действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. В число участников мониторинга не были включены образовательные организации, на которые не распространяется постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 (т.е. организации, находящиеся в ведении Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и прочих «силовых» ведомств).

Участниками мониторинга в 2019 году стали 1440 образовательные организации высшего образования, включая филиалы:

Головной государственный - 494;
Филиал государственный - 454;
Головной негосударственный - 341;
Филиал негосударственный - 151.

В случае, если на дату проведения мониторинга официальный сайт образовательной организации был недоступен, то с интервалом в несколько дней проводились еще две попытки проведения мониторинга сайта. Если сайт был недоступен трижды, то такие образовательные организации исключались из анализа собранных данных.

Анализ выполнения требований законодательства к официальному сайту образовательной организации в части обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ в рамках проведения мониторинга был проведен на основе собранных данных по 1384 образовательным организациям, имеющим действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, включая филиалы:

Головной государственный - 493;
Филиал государственный - 447;
Головной негосударственный - 302;
Филиал негосударственный - 142.

В результате проведения мониторинга в 2019 г. были выявлены нарушения у 25 % (в 2018 г. – 49,3 %) проанализированных образовательных организаций высшего образования, у 11,8% из них (в 2018 г. – 27,3 %) объем выявленных нарушений составил более 30 %. Полностью соблюдают требования законодательства в части наличия версии официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих и представления на официальном сайте информации, необходимой для обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в рамках мониторинга 2019 г. 1037 образовательных организаций (75 %), а в рамках 2018 г. – 730 образовательных организаций (50,7 %). Положительная динамика изменения соотношения количества образовательных организаций, у которых выявлены нарушения, по сравнению с 2018 г.:

Без нарушений в 2018 г. - 50,7%, в 2019 г. - 75%;

С нарушениями <30% в 2018 г. - 22%, в 2019 г. - 13,2%;

С нарушениями >30% в 2018 г. - 27,3%, в 2019 г. - 11,8%.

Версия официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) в рамках мониторинга 2019 г. отсутствует у 2,9 % проанализированных образовательных организаций высшего образования. В рамках мониторинга 2018 г. версия официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих отсутствовала у 5,6 % проанализированных организаций. При этом, следует отметить, что в то время как некоторые организации создали версию официального сайта для слабовидящих в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», часть организаций ограничилась только добавлением кнопок изменения шрифта или реализовала такую версию в виде страницы советов по использованию специальных возможностей операционной системы.

В 2018 г. информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов была размещена на сайтах 94,2 % от числа проанализированных образовательных организаций высшего образования. В 2019 г. данная информация размещена на сайтах 96,4 % от числа проанализированных образовательных организаций высшего образования.

Типовым нарушением по представлению информации об общежитиях, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, и о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ являлось отсутствие такой информации или отметка «Информация отсутствует» вместо размещения на сайте информации об отсутствии специальных условий для обучения инвалидов или лиц с ОВЗ в случаях, когда такая ситуация возможно имела место быть по части или всем соответствующим параметрам мониторинга системы высшего образования, сформированных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (с изменениями от 21.03.2019), а также в соответствии с приказом Рособрнадзора от 10.06.2019 г. № 796. Наиболее часто ОО не размещают следующую информацию:

1) о приспособленных средствах обучения и воспитания - 12,9% (в 2018 г. - 32,4%);

2) о приспособленных объектах для проведения практических занятий - 12,6% (в 2018 г. - 25%);

3) о специально оборудованных учебных кабинетах - 11,9% (в 2018 г. - 22,8%).

По сравнению с мониторингом в 2018 году информация об общежитиях и о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ представлена в большем объеме с сохранением тенденции по наиболее полному представлению информации об обеспечении доступа в здания и неполному представлению информации о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

 

АО «Т-Информ» в рамках исполнения ГК Ф-09-кс-2019, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора)

1. Общие положения В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением П...


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru