1. Общие положения
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885, Рособрнадзором в 2019 году проведён мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности, в части обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Правовым основанием проведения мониторинга послужили:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Рособрнадзора от 10 июня 2019 г. № 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки».
2. Направления мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Надзор за соблюдением образовательными организациями высшего образования законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлялся по нескольким направлениям:
- в части соблюдения требований по размещению информации о наличии специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновлению информации об образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (с изменениями от 21.03.2019);
- в части соблюдения требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (с изменениями от 14.05.2019);
- в части соблюдения требования по наличию версии официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955;
- в части соблюдения требований по размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с приказами Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 и от 12.01.2017 № 13.
Для мониторинга выполнения требований законодательства был сформирован перечень из 15 показателей мониторинга, по которым проверялось наличие или отсутствие соответствующей информации на официальном сайте образовательной организации, а также наличие или отсутствие версии официального сайта для слабовидящих. Перечень показателей мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ включает в себя следующие показатели:
1) Наличие версии официального сайта для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению);
2) Наличие на официальном сайте образовательной организации информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов;
Наличие на официальном сайте в подразделе «Доступная среда» информации о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
3) о специально оборудованных учебных кабинетах;
4) о приспособленных объектах для проведения практических занятий;
5) о приспособленной(ых) библиотеке(ах);
6) о специальных объектах спорта;
7) о приспособленных средствах обучения и воспитания;
8) об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
9) о специальных условиях питания;
10) о специальных условиях охраны здоровья;
11) о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
12) о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ;
13) о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
14) о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате;
15) о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
3. Результаты мониторинга обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В 2019 году для отбора участников мониторинга системы высшего образования был проведён анализ образовательных организаций высшего образования на предмет наличия действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. В число участников мониторинга не были включены образовательные организации, на которые не распространяется постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 (т.е. организации, находящиеся в ведении Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и прочих «силовых» ведомств).
Участниками мониторинга в 2019 году стали 1440 образовательные организации высшего образования, включая филиалы:
Головной государственный - 494;В случае, если на дату проведения мониторинга официальный сайт образовательной организации был недоступен, то с интервалом в несколько дней проводились еще две попытки проведения мониторинга сайта. Если сайт был недоступен трижды, то такие образовательные организации исключались из анализа собранных данных.
Анализ выполнения требований законодательства к официальному сайту образовательной организации в части обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ в рамках проведения мониторинга был проведен на основе собранных данных по 1384 образовательным организациям, имеющим действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, включая филиалы:
Головной государственный - 493;В результате проведения мониторинга в 2019 г. были выявлены нарушения у 25 % (в 2018 г. – 49,3 %) проанализированных образовательных организаций высшего образования, у 11,8% из них (в 2018 г. – 27,3 %) объем выявленных нарушений составил более 30 %. Полностью соблюдают требования законодательства в части наличия версии официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих и представления на официальном сайте информации, необходимой для обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в рамках мониторинга 2019 г. 1037 образовательных организаций (75 %), а в рамках 2018 г. – 730 образовательных организаций (50,7 %). Положительная динамика изменения соотношения количества образовательных организаций, у которых выявлены нарушения, по сравнению с 2018 г.:
Без нарушений в 2018 г. - 50,7%, в 2019 г. - 75%;
С нарушениями <30% в 2018 г. - 22%, в 2019 г. - 13,2%;
С нарушениями >30% в 2018 г. - 27,3%, в 2019 г. - 11,8%.
Версия официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) в рамках мониторинга 2019 г. отсутствует у 2,9 % проанализированных образовательных организаций высшего образования. В рамках мониторинга 2018 г. версия официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих отсутствовала у 5,6 % проанализированных организаций. При этом, следует отметить, что в то время как некоторые организации создали версию официального сайта для слабовидящих в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», часть организаций ограничилась только добавлением кнопок изменения шрифта или реализовала такую версию в виде страницы советов по использованию специальных возможностей операционной системы.
В 2018 г. информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов была размещена на сайтах 94,2 % от числа проанализированных образовательных организаций высшего образования. В 2019 г. данная информация размещена на сайтах 96,4 % от числа проанализированных образовательных организаций высшего образования.
Типовым нарушением по представлению информации об общежитиях, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, и о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ являлось отсутствие такой информации или отметка «Информация отсутствует» вместо размещения на сайте информации об отсутствии специальных условий для обучения инвалидов или лиц с ОВЗ в случаях, когда такая ситуация возможно имела место быть по части или всем соответствующим параметрам мониторинга системы высшего образования, сформированных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (с изменениями от 21.03.2019), а также в соответствии с приказом Рособрнадзора от 10.06.2019 г. № 796. Наиболее часто ОО не размещают следующую информацию:
1) о приспособленных средствах обучения и воспитания - 12,9% (в 2018 г. - 32,4%);
2) о приспособленных объектах для проведения практических занятий - 12,6% (в 2018 г. - 25%);
3) о специально оборудованных учебных кабинетах - 11,9% (в 2018 г. - 22,8%).
По сравнению с мониторингом в 2018 году информация об общежитиях и о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ представлена в большем объеме с сохранением тенденции по наиболее полному представлению информации об обеспечении доступа в здания и неполному представлению информации о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
АО «Т-Информ» в рамках исполнения ГК Ф-09-кс-2019, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора)