Сегодня новостная лента пестрит заголовками "Россия попала в число стран с устойчивым развитием качества образования" и "Москва вошла в тройку мировых лидеров по школьному образованию". У всех этих новостей один источник — PISA, престижное исследование по оценке качества школьного образования на международном уровне. Только вот трактуют эти результаты по-разному, а точнее так, как выгодно говорить российским экспертам по образованию — положительно. Ведь всё-таки идёт реформа, школьное образование изо всех сил стараются сделать лучше.
Редакция "Пяти углов" постаралась объективно посмотреть на результаты международного исследования. И вот, что нам удалось выяснить.
Российские школьники стали хуже читать и считать, если сравнивать с 2015 годом
Исследование PISA проводят каждые три года, начиная с 2000. Оно оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних школьников по всему миру. Итоги исследования, которые подвели сейчас, проходило в 2018 году, а до этого — в 2015 году.
Так вот, по читательской грамотности российские подростки набрали 479 баллов (495 в 2015 году), по естественно-научной грамотности — 478 баллов (487 в 2015 году), по математической грамотности — 488 баллов (494 в 2015 году). Если сравнивать с другими странами, по читательской грамотности Россия спустилась с 26-й строчки на 31-ю позицию, по математической — с 23-й на 30-ю , по естественно-научной грамотности — с 32-й на 33-ю.
Но если оценивать результаты 10-летней давности, то уровень нашего образования, конечно, вырос. Хотя по баллам незначительно: в 2009 нам поставили 459 по чтению (43 место), 478 по естественным наукам (39 место) и 468 по математике (38 место).
Московские девятиклассники действительно попали в тройку лучших в мире по читательской грамотности и в пятёрку — по математической
Столица набрала 534 балла (третье место) по читательской грамотности и столько же по математической (пятое место). По естественнонаучной грамотности у московских школьников 528 баллов (шестое место). Они уступили только Китаю, Сингапуру и Гонконгу. А вот такие лидеры, как Канада, Эстония, Япония и ещё порядка 100 государств остались позади.
Но ведь все знают: Москва — не Россия. И пока в столице школьники занимаются по интерактивным доскам и пользуются другими цифровыми плюшками, а учителя получают в среднем больше 100 тысяч рублей в месяц, в других городах школам приходится довольствоваться малым.
Что же получается: нам всем переезжать в Москву в погоне за качественным образованием? Или продолжать надеяться, что постепенно уровень образования в столице и в других городах будет становиться всё более одинаковым?