Только 27% россиян работают по специальности, выяснил
недавно Роструд. Как так получается — вопрос несложный. Гонки за ВПР, ОГЭ,
сочинениями и бесконечными репетиторами занимают наше время настолько, что
многие только к середине одиннадцатого класса задумываются: а какую профессию
я, собственно, выберу? И в итоге поступают туда, где просто хватило баллов на
бюджет. Такой выбор разве что по счастливому стечению обстоятельств может
оказаться удачным. Чаще всего подросток выбирает специальность, которая
никак не будет соотноситься с тем, чем он будет заниматься в жизни. Вместе
с Еленой Провозен, руководителем департамента исследований и разработок MAXIMUM
Education, поговорим о том, почему начинать думать о профессии нужно уже в девятом
классе. А может быть, и раньше.
Время на выбор и осознание профессии
Часто мы ждем момента, в который мы проснемся и озарение свыше покажет нам правильный и интересный жизненный путь. К сожалению, в реальной жизни так не работает. Выбор профессии – это сопряжение многих факторов: готовность брать на себя ответственность, знание того, из чего можно выбирать, понимание себя и своих предпочтений, склонностей и целей в жизни.
Кому-то очень нравится заниматься аналитикой, строить
выводы на основе данных в Excel, искать закономерности, другим нравится
выступать на публике и передавать знания. Выбор профессии – это всегда путь, в
ходе которого подросток должен научиться брать на себя ответственность и понять
себя. Каждая из этих вещей занимает много времени.
Как узнать, что подходит, а что нет? Ответ прост: пробовать.
Начинать заниматься ранней профессиональной ориентацией можно ещё в
младшей школе, посещая кружки или в игровой форме знакомясь с профессиями.
Ближе к девятому классу стоит начать знакомиться с профессиями более осознанно,
делая акцент на конкретный выбор.
В этом могут быть полезны профессиональные пробы, дни открытых дверей... Любое погружение, которое даст понимание ребенку о том, из чего состоит профессия. Да, есть направления, где сложно попробовать свои силы, например, вас вряд ли допустят потренироваться в роли хирурга. Но зато можно записаться, например, на курсы по первой помощи — и это уже будет маленький шажок к осознанному выбору.
Изучать мир профессий можно не только в рамках учебных
заведений или курсов, но и не выходя из дома.
Возьмите ручку и листочек бумаги и выпишите перечень школьных предметов, которые
вам интересны – математика, физика, английский, литература и далее по списку.
Каждый предмет соотнесите с несколькими профессиями: английский - переводчик,
дипломат; математика – программист, финансист, аналитик; литература –
преподаватель, писатель, журналист, копирайтер и так далее. Набрали 10-12
потенциально интересных профессий? Замечательно. Можно начать погружение. К
каждой профессии нужно подобрать инструмент, который позволит вам «попробовать»
профессию на себе – пройти стажировку, курсы программирования, найти интервью с
профессионалами на YouTube,
например. Вариантов много — главное их искать.
Образовательная сторона
Выбор профессии сегодня напрямую влияет на перечень сдаваемых экзаменов.
Чтобы стать юристом, нужно сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию, будущим
журналистам нужно осилить экзамен по литературе и английскому, потенциальные
медики должны будут справиться с химией и биологией.
Выбор профессии уже к девятому классу – это в том числе понимание того, какие
предметы нужно особенно старательно готовить для будущего ЕГЭ, а ещё
дополнительная тренировка в виде ОГЭ. После подготовки и сдачи ОГЭ по
релевантным предметам, у вас будет возможность в течение двух лет без спешки и
паники готовиться к финальным экзаменам по тем же предметам.
Выбор перечня сдаваемых экзаменов без осознанного выбора профессии – это стресс. Представьте ситуацию. Летом между 10 и 11 классами будущий выпускник решил для себя, что станет экономистом. Мотивацией для выбора этого направления стало то, что ближайший друг или подруга также планирует поступать в «эконом». Для того чтобы стать экономистом, нужно сдавать профильную математику, русский и обществознание (в большинстве вузов). За пару месяцев до финального закрепления перечня сдаваемых предметов, будущий экономист разругался с другом или подругой и решил познакомиться со своей будущей профессией поближе. От количества цифр, с которым ему придется столкнуться в будущем, «светило экономической науки» приуныл и задумался о том, почему бы ему с другим товарищем не поступить на юридический. Там цифр нет. Но для того, чтобы стать юристом, нужно сдавать не профильную математику, а историю. К которой, естественно, никто не готовился. И никаких шансов сдать её хорошо за оставшееся время уже нет.
Радует, что подходы меняются, и тем, кто делает выбор «куда придётся», придут на помощь курсы переобучения. Но этот путь подходит для тех, кто не боится тратить время, чтобы начать всё заново. Если вы не из таких — ищите, пробуйте, стажируйтесь. Результат не заставит себя ждать.
Беседовал Владимир Мальцев