Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

искусствоприемная кампания 2024профессиикнигикарьераспортинтересные фактыкиноНовый годЕГЭ-2024личный опыткуда поступатьобразованиеПоступление 2024школаНа практику — в ПУ!путешествияВУЗлайфхакиитоговое сочинениеисследованиеКнижная полка ПУЕГЭ 2018Театрсоветы психологаподготовка к ОГЭкультуракаталог сочиненийхоббиКаталог профессийВаши историиСПбГУСпецпроектывопрос-ответкиносуббота с ПУолимпиадыволонтерствоЧто почитатьподготовка к ЕГЭУчительрейтинг вузоволимпиадаКем бытьНовостиЛучшее на СтенеПсихологияжурналистикародителиразвлечениясоветыпрофориентациявузы75 лет ПобедыСочинениерусский языкподросткисаморазвитиерецензиямузыкастудентамКонцерттрендыпоступлениекарантинотношенияЕГЭ-2022ВостребованныеКаталог вузовКуда сходитьчто посмотретьна практику — в ПУ!литератураЕГЭ 2024ОГЭрейтингМГУопросисториялайфхакиКак сдать ЕГЭРособрнадзорМинистерство образованияинтервьюфестивальувлеченияэкзаменыподготовка к экзаменамжурфакработановости кинонеделиДевятиклассникамфильмы и сериалы
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 31

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 7

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 8

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов
«Муму помню, а остальное как в тумане...» или почему мы не любим уроки литературы

«Муму помню, а остальное как в тумане...» или почему мы не любим уроки литературы

Размышляет Анжела Аксенова из Семеновской школы, Камышинского района, Волгоградской области

Просмотры
1297

«Прошло уже 5 минут. Я слушаю тишину. Как не заснуть? Так сложно ответить, о чем говорится в этом стихотворении? Стоп, я сдаю литературу. Где моя заинтересованность? Включайся. Включайся. А я не могу. Мне скучно»

Такие мысли частенько посещают меня на уроках литературы. Мне не хватает драйва. Хочется говорить, спорить. А с кем? Другие молчат. Не превращать же урок в мой диалог с учителем. 

«Ааа, литература. Что там опять?» Сколько раз я слышала панические возгласы и видела ссутулившиеся спины перед уроком. Как литература в школе становится поводом отсидеться? Помню, мы проходили «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева. Этот урок запомнили все, потому что всем досталось. Нас спросили вопрос по сюжету, мы не ответили. В 5 классе еще стыдно, когда тебя ругают. Все потом перечитали нужный фрагмент. Думаю, эта история может жить только в 5 классе. Потом у школьников другие приоритеты, да и пристыдить их сложнее. Но это и не тот инструмент воздействия, с которым стоит работать, когда речь идет о детях.

Литературу надо превратить из урока в атмосферу, из зубрёжки и чтения кратких содержаний в живое общение. Да, большинству учеников, как наука, она не понадобится. По этой причине домашние задания несложные, требования нестрогие. Но при этом на литературе можно получить уроки жизни, которые навсегда останутся в голове: умение анализировать, делать выводы, общаться, высказывать свое мнение. Каждый урок я задумываюсь над этим. И делаю вывод, что в этом вопросе таится много современных проблем. 

«А зачем вообще нужна?»

Дети не понимают самого предназначения предмета. «Читать я умею, говорить тоже. Что еще нужно?» Непонятно. Осознанность в изучении литературы в школе встречается очень редко. Все происходит стихийно. Один урок для ученика проходит интересно, другой — нет. На самом же деле любое произведение чему-то учит.

Писатели поняли всю жизнь, написали это в книжках и подарили нам. Пользуйтесь, не совершайте ошибок! Книга наводит на правильные мысли, дает возможность самому принимать решение. Это лучший психолог. При чтении подросток понимает себя, находит свои проблемы не такими уж и страшными. 

Чтение художественной литературы это не только развитие вкуса, но и еще хорошая тренировка мозга. При анализе произведения создаются новые нейронные связи. Мозг рассуждает, создает аналитические цепочки. Умение мыслить — самое главное, что дает литература.

«Мне страшно»

Существует такая вещь, как интерпретация текста. Этот термин тоже нужно понимать правильно. Он означает допустимость различных трактовок идеи произведения. Всякую чушь из головы нести нельзя, а свои настоящие мысли говорить можно, и нужно.

Искусство — это про то, чтобы пробудить. Прочитал, и ничего не почувствовал, такого не бывает. Когда учитель спрашивает: “Как ты думаешь, что хотел сказать автор?” или “О чем здесь?”. Правильного ответа нет. Есть общепринятый, которого надо придерживаться, но это немного другое. Первое впечатление не может быть неправильным, потому что оно родилось на твоей духовной основе.

Подростки не хотят открыто высказываться, потому что боятся ошибки. Надо донести до них, что  никакой ошибки быть не может. У каждого свой опыт и мировосприятие. Личное мнение — имеет место быть. И на уроке литературы мы как раз должны учиться выражать своё мнение, размышлять, отстаивать собственную позицию. Мы не должны бояться думать и говорить. 

«Ты должен»

«Если ты не прочитаешь «Войну и мир» ты никогда не станешь по-настоящему русским человеком». Это называется — навязывание мнений. Произведения, которые нравятся учителю, мы проходим хорошо и подробно, а те, что не нравятся — пробегаем галопом. Я не прочитала до конца «Войну и мир» и не вижу в этом ничего плохого. Зато я влюбилась в Достоевского и прочитала, не отрываясь, «Преступление и наказание». Мы  в школьной программе проходим произведения, которые являются лучшими по всем характеристикам, но вешать какие-то ярлыки — плохой способ достучаться. Формулировка «Тебе ДОЛЖНО понравиться, потому что...» срабатывает в совершенно другую сторону. 

«Пересказ — жестокая вещь»

Я долго не понимала,  какие умения вырабатывает пересказ. Память, навык устной речи? Хорошо, но дети адаптировались. Пересказ серьезно не воспринимают. Мы научились хитрить, подсматривать в книгу, писать на руке. В итоге, мозг не работает и ничего в свои коробочки памяти не откладывает. После прочтения сюжет запоминается сам собой, важные смысловые детали тоже. И я предполагаю, что знание текста лучше всего проверять анализом. Этот вид работы учит проводить цепочку мыслей автора, читать между строк, находить скрытые мысли. Это поистине важно!

«Долго, надо думать»

Мы ленимся думать и анализировать. Привыкли, что вокруг куча уже обработанной, сжатой информации. Это серьезная проблема в веке цифровизации. Когда подростку подсовывают «Доктора Живаго» после развлекательных постов в социальных сетях, ему сложно воспринимать сложные элитарные тексты. Как читают статьи в Интернете? Заголовок не зацепил — пролистывают. А в литературе нужно перерабатывать и разжевывать самому. Противоядие этому явлению — понимание, зачем мне это нужно. Когда появится осознание важности, то все остальные проблемы пропадут. И я вернулась к тому, с чего начала. 


Размышляет Анжела Аксенова из Семеновской школы, Камышинского района, Волгоградской области


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru