Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

интервьюисторияшколагимназия 19 ОрелвузыволонтерствоДля гуманитариевуниверситетСочинениеподготовка к ЕГЭрейтингКонцертсоветыОГЭобразованиеКак сдать ЕГЭИгра престоловШкола 151ВыходныеЛучшее на Стенекак прошли ЕГЭ-2018Много платятработааккредитациякаталог сочиненийопросВсероссийские открытые урокиКаталог вузовспектакльприемная кампаниякуда пойти учитьсяОльга ВасильеваРособрнадзоркуда сходить в выходныеувлеченияолимпиадаВостребованныекуда поступатьрусский языкинформатикапрофориентациякнигиИван Трояновчто посмотретьАлые парусаНовыеличный опытвыпускнойисследованиеИТМОМГУШкола 2 БерезовкапабликаторкиноАкадемическая гимназия 56советы психологаКуда сходитьНа практику — в ПУ!УчительМинистерство образованиялайфхакпутешествияВШЭмузыкамедиацентр РакурсЕГЭ 2018Лето в городах России75 лет ПобедылитератураМинистр образованияфестивальэкзаменыкарантинвыставкаПроекторияподготовка к ЕГЭДевятиклассникамитоговое сочинениефизикарецензияэкзаменлицей 393кем бытьстудия журналистики Калининского р-нарейтинг вузовКаталог профессийВУЗегэ 2017всё о поступлении 2019Кем быть?дистанционное обучениеНовый годподготовка к ОГЭпоступлениеСПбГУлицензияолимпиадыВКонтактеРостов-на-Дону
Как сделать просмотр фильма более осознанным? Рассказываем, на что важно обращать внимание в кино

Как сделать просмотр фильма более осознанным? Рассказываем, на что важно обращать внимание в кино

О секретах кинопроизводства рассказывает Александра Швецова, лицей №81, Новосибирск

Просмотры
446

Любой фильм — это история, отраженная картинкой и звуком. Звуковое повествование напрямую зависит от визуального, поэтому второе требует ювелирной проработки. Оттенки, ракурсы, даже малейшие блики напрямую влияют на то, что мы видим и, соответственно, чувствуем.  Чтобы понимать кино, то есть воспринимать его не только как наглядную историю, но и как сложнейшее произведение искусства, важно замечать детали. Но какие детали, и как их замечать? Попробуем разобраться вместе.

СВЕТ

Свет — это то, что создаёт фильм. Без него изображения не было бы вообще — только черный экран. Но свет не просто создает картинку, он управляет вниманием зрителя: подсвечивает важные детали, уводит глаз от незначительного. Он позволяет расставить акценты, передающие настроение и погружающие в атмосферу происходящего.

Люди научились виртуозно работать со светом: задумывались ли вы, почему лица героев так хорошо видны в сценах автомобильной поездки ночью? Это освещение не от фонарей вдоль дороги, не от лампы в салоне и не от приборной панели. Очевидно, что это свет — нереальный, «киношный», в жизни во время ночной поездки в машине лица не освещены. Однако в кино это не выглядит как фальшь, потому что грамотно вплетается в картинку, создается эффект естественности: свет приглушен, нет четких теней и контраста.

Игра со светом безумно интересна не только для создателя, но и для зрителя фильма. Если научиться замечать, как расположен источник света, откуда он исходит и на кого направлен, то история в кадре станет глубже и понятнее.


ЦВЕТ
Для того, чтобы мир на экране был живым, привлекательным и сложным, необходима тщательная проработка цвета. Мы часто говорим, что любим фильм «за его атмосферу», но что имеется в виду, если не цвета? Именно сочетание цветов, оттенки, контрасты отличают фильмы один от другого — каждая история требует своей цветокоррекции, и подобрать ее очень сложно, однако талантливому режиссеру удается так создать свой «почерк». Вспомним фильмы Уэса Андерсона («Бесподобный мистер Фокс» (2009), «Отель „Гранд Будапешт“» (2014), «Остров собак» (2018)) — режиссер особенно любит оттенки желтого, зеленого и розового, а потому его повествование милое, сказочное и даже кукольное; Тим Бёртон («Эдвард руки-ножницы» (1990), «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), «Труп невесты» (2005)) использует палитру серых выцветших красок, контрастирующих с черным и белым, что придает фильмам узнаваемую атмосферу сказочности и мрачности одновременно.

Помимо этого, цвет пробуждает эмоции, оказывает нужное автору влияние на зрителя: например, создает драматичный эффект в сцене убийства, изображенной с помощью контрастных цветов (ало-бурая кровь или тень героя на белом фоне), или напряженное настроение во время важной беседы, когда кадры собеседников заполняются негармонирующими цветами. Противоположные оттенки используются и для символичного разделения героев, когда их жизненные пути расходятся.

Важно осознать, что в целом человек имеет устойчивые цветовые ассоциации: красный — опасность, черный — зло. Тем интереснее замечать, как грамотный подход режиссера разрушает стереотипы: так, в фильме «Она» Спайк Джонс использует красный, как цвет любви; а «Бэтмен», спасающий мир, одет в черный костюм летучей мыши.

Если задуматься, цвет — самая увлекательная составляющая кино. Интересно следить за тем, как в разных фильмах один и тот же синий или зеленый означает кардинально разное, вместе с тем меняется и восприятие этих цветов. На самом деле, это позволяет человеку выходить за рамки привычного, что незаметно перерастает в отказ от ярлыков и шаблонов в реальной жизни.

Уэс Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“»
Тим Бёртон «Эдвард руки-ножницы»

ДЛИНА КАДРА

Кадр — это изображение на экране. Наверняка каждый замечал, что длительность кадров бывает разная, и это тоже неспроста: короткие, быстросменяющиеся позволяют передать волнение героя (словно учащенное сердцебиение) или динамику происходящего; длинные же создают атмосферу реального времени или дискомфорта, ставят акцент на тяжелых переживаниях героя.

Пол Томас Андерсон «Мастер»

ПЛАН

План, простыми словами, это размер и расположение объекта внутри кадра.

Выделим основные:

1. Общий план: объект занимает малую часть пространства, что подчеркивает его незначительность или одиночество; позволяет увидеть место действия.

Алехандро Гонсалес Иньярриту, «Выживший»

2. Средний план: видна примерно половина объекта; хорош для изображения отношений между героями, диалогов.

Квентин Тарантино, «Криминальное чтиво»

3. Крупный план: в кадре крупно изображено лицо героя, позволяет проследить эмоции и прочувствовать их вместе с ним.

Рене Клеман, «На ярком солнце»

4. План-деталь: акцент на каком-то значимом предмете, важной информации (вспомните: герой прячется или пытается прокрасться незамеченным, но задевает предмет и тот, падая, издает шум  крупный план и слоу-моушен заставляют нас переживать чувства разочарования, испуга, ужаса вместе с героем).

Жан-Пьер Жёне, «Амели»

РАКУРС

Точка зрения кадра есть ракурс. Мы не замечаем перемещения камеры, однако оно сильно влияет на наши эмоции. Верхний ракурс зрительно уменьшает героя, делая его в наших глазах незначительным и слабым (обычно так снимают испуганного человека, когда его взгляд устремлен на нечто страшное и огромное вверх). А нижний ракурс напротив  персонажа увеличивает, и он кажется могущественным и сильным. Так ракурс указывает на отношения между героями и позволяет понять, насколько уверенно себя чувствует каждый из них.


Уэс Андерсон, «Отель «Гранд Будапешт» (верхний ракурс)
Альфонсо Куарон, «Гарри Поттер и узник Азкабана» (нижний ракурс)

Рассмотренные приемы важны для создания качественного фильма: они позволяют изобразить сложную, многослойную, граненую историю. Но важно понимать, что любой режиссер, сценарист, оператор в своем фильме может (и зачастую это именно так!) использовать один и тот же прием по-своему, интерпретировать его и создавать так свой стиль. Поэтому не стоит воспринимать упомянутые примеры как непреложную истину, а вот стараться понять, что значит деталь в конкретном фильме, очень важно. Тогда фильм раскроется для вас и усложнится, перестанет быть «развлекаловкой». Кино  это искусство, которое не терпит предрассудков и стереотипов. Ведь за это мы его и любим, да?


Квентин Тарантино, «Однажды в… Голливуде»

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать