Как накопить на свою мечту, будь то телефон, машина или квартира? Как сэкономить деньги на ежедневных покупках и тратах? Как можно заработать деньги в любом возрасте? Все эти вопросы интересуют каждого. Но ответы на них знают не многие.
25-26 февраля в Дворце детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга прошёл муниципальный этап Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности, участники-школьники ответили на все эти вопросы! Мы всё записали и рассказываем вам!
Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности проходит при поддержке Министерства финансов РФ и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Его главная задача привлечь детей и педагогов к повышению уровня финансового образования.
В этом проекте на данный момент участвуют 15 регионов страны, более 450 школ и более 3000 частников.
«С чего всё это началось? Есть стратегия 2035, стратегия национальной безопасности РФ до 2035 года. В её рамках есть направление — развитие финансовой грамотности населения. Почему это важно? Потому что знаете поговорку: «Если вы такие умные, чего же вы такие бедные?». У нас в России большая часть населения имеет высшее образование. Но почему эти хорошо образованные люди имеют жуткую закредитованность и не умеют вкладывать деньги? У нас очень много денег население хранит на депозитах в банках, это не выгодный вариант. Потому что инфляция всегда больше, чем процент по депозиту. Банки на этом зарабатывают. А раз банки зарабатывают, то население теряет. Есть другие инструменты и этому нужно учить. Учить тех, кто только вступает во взрослую жизнь, а это школьники. Поэтому мы начали развивать и обучение финансовой грамотности в наших школах. Мы обучили уже больше тысячи педагогов города. Они прошли курсы повышения квалификации по финансовой грамотности, чтобы доносить эти знания до учеников.
Теперь объясню принцип чемпионата. Соревнование состоит из двух этапов: коммуникативные и финансовые бои. В первом этапе участвуют по четыре команды, то есть происходит 12 боёв, по принципу все со всеми. Суть коммуникативных боёв — ведение диалога. Есть тезис, участники должны встать на сторону «за» или «против» и доказать свою точку зрения, аргументируя. Но есть примечание. Это не дебаты, тут не нужно доказывать любым способом свою правоту. Можно пользоваться доказательствами от противного. Например: что лучше наличные деньги или банковская карта? Жюри оценивают прежде всего по трём критериям: содержание диалога, его форма и работа с оппонентом. Благодаря этому дети учатся конструктивному диалогу на какую-то спорную тему.
После этого следует перерыв и второй этап — финансовые бои. Участникам предлагаются непростые финансовые задачи, ответы на них приходят только в день соревнований. Всё просто: с ними нужно справиться и объяснить жюри своё решение. После чего оппоненты задают три вопроса по теме задачи. Жюри оценивает качество опроса и ответа и засчитывает лучшей команде баллы.
По итогам, команда-победитель поедет в детский лагерь «Орлёнок», сражаться с другими 14 регионами страны.
Также в рамках проекта существует школа подготовки вожатых финансовой грамотности. Чтобы её пройти нужно хорошо потрудиться. Обучение длится целый год и состоит из нескольких этапов: набор желающих слушателей, обучение, разработка и защита своих проектов по финансовой грамотности и их реализация в детских центрах и загородных лагерях. На сегодняшний день в программе участвуют более 800 вожатых и 5000 школьников.
— Добрый день! На примере сегодняшней игры, могу сказать только то, что многие хорошо подготовились и осознанно отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, спорят, аргументируя, понимают о чём говорят. Но также мы проводили чемпионат в детских лагерях, там можно было отследить, так как с детьми продолжительное время работали, было сразу заметно как они распоряжаются своими деньгами до чемпионата и как после. В целом, да. Это помогает школьникам быть увереннее в таких вопросах как личный бюджет, планирование финансов.
— Сейчас в проекте могут участвовать ученики с 11 до 16 лет. Взяли именно этот возраст, потому что дети в средней и старшей школе уже выходят в жизнь, имеют свои финансы, имеют опыт подработки. Но как правило это ученики 8-9 классов.
— На данном этапе у нас есть 15 регионов, планируется расширяться, возможно даже включить страны СНГ. Точно могу сказать о Санкт-Петербурге. Есть заинтересованные школы и организаторы, проект будет жить не зависимо от того будут ли его официально продвигать на уровне комитета образования Санкт-Петербурга и вовлекать большее количество районов или нет. Сейчас у нас участвует 10 районов города.
— В целом, да. Такая задача есть. И на роль жюри мы стараемся привлекать специалистов из центров, где обучают предпринимательским навыкам, также пытаемся работать с банками. стараемся приглашать специалистов разных сфер, но пока не все соглашаются. Пока проект пилотный, пока о нём приходится рассказывать, он не у всех на слуху. Мы над этим работаем, конечно, над освещением. На участников это влияет, потому что хороший специалист — это новые знания, это ценный опыт, это замечания и комментарии другого уровня. Хочу добавить, что дети стараются, начинают разбираться во многих вопросах финансовых. А это собственно — главная цель проекта. Значит, он работает.
Быть подкованным в финансовых вопросах — это необходимость в современном обществе. Сейчас без финансовой подушки очень сложно существовать, строить планы на будущее. Мы каждый день что-то покупаем: продукты, платим за проезд и коммунальные услуги. Деньги нас одевают, кормят и дают возможность осуществить свои мечты и оттого, как мы ими пользуемся многое зависит — прежде всего наш уровень жизни и нашей семьи, поэтому ещё со школы нужно учиться правильно ими распоряжаться.
А нам с вами остаётся ждать Всероссийского этапа соревнований и болеть за команды!