При всей открытости – а объявления репетиторов сейчас можно найти где угодно – что мы знаем об этой услуге, которой, по некоторым данным, пользуются уже две трети старшеклассников? “Пять углов” открывает серию материалов о том, чем живут, что предлагают, и самое главное, что дают репетиторы старшеклассникам. На все эти вопросы искала ответы Галина Назарова.
Сдаваться в налоговую?
Когда ученик встречается с преподавателем для индивидуального урока, школьник, скорее всего, думает о том, как бы лучше сдать экзамен. По крайней мере, так думала я в далеком 2004 году, когда готовилась с репетитором по английскому к поступлению в вуз. При этом школьник совершенно забывает, а может и не знает о том, что, с точки зрения законодательства, репетиторство в России является предпринимательской деятельностью. Плата за урок – это доход, с которого преподаватель должен платить налоги.
Напомним, репетиторы относятся к самозанятым гражданам. В эту категорию входят мелкие предприниматели, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ИП), и физические лица, которые не могут нанимать сотрудников. Помимо репетиторов, это еще, например, няни, сиделки, домашние массажисты. Все эти люди получают доход со своей деятельности. Однако, как правило, оплачивается работа этих специалистов наличными в конвертах.
«Репетиторы сознательно остаются вне правового поля и уклоняются от уплаты налогов. При этом оценить размер недополученных налогов затруднительно. СМИ давали разные цифры, но ничего не известно о методологии расчета этого показателя», - объясняет преподаватель и аспирант НИУ ВШЭ Анастасия Гетман. Еще в 2017 году теневой рынок репетиторских услуг в России эксперты оценивали в 30 млрд рублей. Часть этой суммы недополучил бюджет. И за последние годы этот рынок только разросся.
Однако государство шло навстречу таким самозанятым. Еще в 2017 году репетиторы могли объявить о своем статусе и получить за это льготы в виде налоговых каникул на два года. Это значит, репетитор мог «засветиться» перед налоговой и три года – с 2017 по 2019 год – вне зависимости от своего дохода совершенно законно не платить налоги. Это и называется налоговыми каникулами. Однако в этом году льготы закончились. Значит, те, кто обозначился в налоговой, все же должны платить. Как и все остальные.
С 1 января 2019 года в четырех регионах России, — Москве, Татарстане, Калужской и Московской областях – проводился эксперимент по введению налога на профессиональный доход. Это следующая попытка вывести репетиторов из тени. Поясним, речь идет о предпринимателях с доходом не более 200 тыс. рублей в месяц. Они могут платить 4% от доходов, полученных с физических лиц, и 6% — от доходов с ИП и юрлиц.
«Эксперимент оказался удачным, количество зарегистрированных людей — более 200 тысяч. Со временем режим планируется распространить на всю Россию. Однако следует помнить, что эти цифры — для всех самозанятых, которые относятся к разным видам деятельности, и репетиторы — не лидирующая категория»,— напоминает Анастасия Гетман.
При всем желании государства регулировать эту сферу, доходы с которой таким обильным и нескончаемым потоком проплывают мимо бюджета, сделать это сложно. Во-первых, преподаватели, дающие частные уроки, вообще не хотят, чтобы государство о них знало: им и так хорошо. Пусть даже за такую незаконную предпринимательскую деятельность полагается штраф или даже грозит запрет на преподавание.
Во-вторых, порой речь идет о суммах, которые и доходом-то назвать трудно. Зачастую репетиторы лишь подрабатывают частными уроками, при этом состоя на другой постоянной работе, например, в школе или вузе, которая занимает основное время. Поэтому не считают репетиторство серьезным заработком. «Мои занятия проходили нерегулярно. В основном моими учениками были знакомые взрослые. Одно занятие длилось 1,5 часа и стоило 1,5 тыс. рублей. То есть доход от такой деятельности был совсем незначительным. Я не планировала заниматься только репетиторством. Организовывать ИП и платить налоги в моем случае было просто нецелесообразно», — поделилась с нами преподаватель английского языка на условиях анонимности*.
«На мой взгляд, само понятие, как теневая экономика, в контексте которой нас рассматривает государство, демонизирует преподавателей, которые просто пытаются как-то прожить в ситуации, когда всеобщее образование обесценивается», — сетует преподаватель. «Я считаю, что налогом нужно облагать крупный бизнес, обратить внимание необходимо не на репетиторов, а на отток капитала за рубеж. Я активно преподавала как раз в тот период, когда разразился скандала с офшорами в Панаме в 2016 году. Поэтому считаю смешными попытки регулировать и привлекать к ответственности мелкую рыбёшку с ее копейками, когда из страны утекают миллионы в валюте», — полагает наша собеседница.
Впрочем, родители, с которыми побеседовал «ПУ», считают: вполне возможно повторение ситуации с домашними кондитерами. Напомним, в 2018 году в Твери налоговая заставила изготовителя тортов, выкладывавшего свои работы в «Инстаграме», подать декларацию о доходах. Тогда кондитеру заказали торт, он выполнил заказ, а оказалось, что заказчик – представитель налоговой, пришедший с проверкой. «Государство свое все равно получит», - уверена мама одного из петербургских школьников.
Как же обстоят дела с учетом доходов репетиторов в других странах? В Латвии, например, на зависть нашей ФНС (Федеральная налоговая служба) активно работает Служба госдоходов (СГД) – аналог ФНС. Поэтому люди боятся давать объявления на сайты о репетиторстве, ищут по знакомым или размещают объявление о своих услугах в социальных сетях – «Фейсбуке», к примеру.
По словам русских, живущих в Латвии многие годы, из-за всеобщей «латышизации» в стране стали востребованы репетиторы по латышскому языку. Там очень развито репетиторство по «Скайпу». Причем нередко, как и у нас, частными уроками подрабатывают студенты или даже школьники, а вовсе не учителя. Они берут в среднем 8 евро в час (около 600 рублей). Таким образом можно заработать около 200 евро в месяц, избегая уплаты налогов с этих доходов. Это совсем неплохо, учитывая, что средняя зарплата в стране – 400 евро.
В США развита система так называемых тьюторов — tutors. В университетах на бакалавриате есть специальные центры, где работают студенты, предлагающие репетиторские услуги по разным предметам. Попасть туда может любой студент, проявивший себя в учебе. Этот центр и сводит учителя с учеником. Средняя стоимость часа таких занятий – 15 долларов (около 1 тыс. рублей). Подобная система действует и в старших классах школы и в ее стенах регулируется. Тут все более или менее прозрачно.
Саша – американка из Техаса. У нее двое детей-школьников, которые занимаются с репетитором. «Мне посоветовали образовательный центр Jan's Math Class. Дважды в неделю я водила туда свою дочь на занятия математики, на которой специализируется этот центр. И я увидела большой прогресс. Ее учителем был ученик старших классов школы, лучший в своем предмете. Я не помню цену, но это, однозначно, не было дешево», — рассказала нам мама американских школьников.
Сын Саши также занимается с репетитором по математике, который приходит к ним домой раз в неделю. «Это тоже преуспевающий в учебе старшеклассник, приятный и смышленый, и моему ребенку он нравится. Учитель очень помог моему сыну систематизировать знания: у моего ребенка математический склад ума, но порой он торопится и не может оформить свою работу должным образом», — говорит мама. Полчаса или 45 минут такого занятия стоят 20 долларов (это чуть более 1,3 тыс. рублей): это зависит от того, будет ли на уроке проверочный тест.
Однако и для подтягивания школьников к репетиторам там тоже обращаются. В США есть аналог нашего ЕГЭ — SAT Reasoning Test (Scholastic Aptitude Test или Scholastic Assessment Test) — стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения. И к нему тоже можно готовиться индивидуально.
«Чаще всего страны просто игнорируют ситуацию с теневым образованием. В других репетиторство облагается налогом. В некоторых странах репетиторов поддерживают с помощью специальной системы грантов, которая распространяется как на школы, так и на самих учеников, и распределяют информацию о существующих курсах. А в Южной Корее и в Камбодже репетиторство вообще находится под запретом», — поясняет Андрей Захаров, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Однако в соседних Финляндии и Эстонии просто даже нет необходимости в репетиторах: в школах у них и так сильная и основательная подготовка.
*Преподаватели, родители и ученики пожелали остаться анонимными или попросили изменить их имена