Пытаясь успокоить своих детей, взрослые часто говорят, что все пройдет, что сегодняшние проблемы не будут иметь значения через год, два, пять лет. Так ли это?
Только отчасти.
Да, в будущем уже не будет важно, что именно о тебе думали одноклассники. Смешки за спиной и конкретные обидные шуточки забудутся — но чувства, которые они вызывали, запомнятся навсегда.
Опыт издевательств в школе может в корне изменить ход жизни человека, причем речь как о объектах насмешек, так и тех, кто по какой-то причине участвовал в травле. Кстати, последствия не обязательно будут негативными: можно научиться не идти на поводу у большинства, спокойно воспринимать критику и двигаться к своей цели несмотря ни на что.
Но как не сломаться под давлением сверстников и выйти из такой ситуации победителем? Как поддержать того, кто стал изгоем? И почему даже хорошие люди иногда превращаются в монстров?
Такое может случиться с каждым
«Это началось в пятом классе, когда я перешла в новую школу. Неожиданно меня просто не приняли: начали издеваться над моей фамилией, над моей семьей, портили мои вещи. До этого я и не думала, что у меня могут быть такие проблемы, — рассказывает ученица школы №17 г. Ачинска. — Я очень болезненно на это реагировала, плакала каждый вечер. Как и многие дети, я не рассказывала родителям: почему-то боялась, что меня будут ругать. Справиться мне помогла новая подруга Ира. Она единственная в новой школе поняла меня и поддерживала, была рядом. Постепенно я перестала бояться и начала давать отпор своим обидчикам. В большинстве случаев все решалось спокойным разговором, но я пришла к выводу, что если тебя бьют — бей в ответ. Уже в седьмом классе никто даже не думал обидеть меня или ударить, потому что я дала понять, что меня лучше не трогать. Какой бы я дала совет родителям? Нужно стараться быть другом для своего ребенка, чтобы он не боялся признаться в том, что над ним издеваются. Никогда не советуйте отмалчиваться и игнорировать издёвки, потому что это не работает. А сверстникам советую: не бойтесь рассказать родителям, вас любят и всегда помогут. Но сперва попытайтесь решить проблему самостоятельно. Я смогла! Значит, вы тоже сможете».
«Это был седьмой класс. Я начала вести канал на «Youtube», снимая глупые ролики. Когда об этом узнали старшеклассники, надо мной начали издеваться. Меня толкали, обзывали и цитировали фразы из моих видео. Сейчас я понимаю, что многое на канале действительно было очень нелепым, но это все равно не повод для буллинга, — вспоминает ученица школы №16, г. Ачинск. — Особенно меня донимали одноклассницы мальчика, который тогда мне очень нравился. Они были старше меня, постоянно подшучивали над моей влюбленностью, отпускали колкие фразы. Все кончилось тем, что однажды я шла зимой из школы домой, а эти три девочки преследовали меня всю дорогу. Когда я подходила к подъезду, одна из них напрыгнула на меня сзади, стянула с меня шапку и попыталась кинуть меня в сугроб, пихала мне снег за шиворот… Со мной была лучшая подруга, которая вступилась за меня. Я смогла вырваться и убежать домой. Никто не знает, сколько бы я еще мучилась и терпела издевательства, во что бы это переросло. Я не могла дать отпор, но не хотела говорить об этом взрослым. Моя подруга рассказала обо всем за меня, и я очень ей за это благодарна. После того, как моя мама поговорила с этими девочками, издевки закончились. Иногда лучший способ себя защитить — это вовремя попросить о помощи».
Ученица школы №151 г. Красноярска столкнулась с травлей еще в детском саду: «Я перешла в группу для тех детей, которые не могли нормально разговаривать. Мне просто это не нравилось, и я постоянно молчала, не могла внятно излагать свои мысли, и, конечно, это стало поводом для издевательств. У нас были самые «крутые» мальчик и девочка, я очень болезненно реагировала на их слова и постоянно плакала».
Однажды во время прогулки дети окружили ее и начали избивать. «Моя мама начала отгонять детей, остальным взрослым было плевать, что их дети устроили драку. Эта ситуация повлияла на мое дальнейшее развитие, и все, что делали со мной в детстве, начало отражаться на моем поведении».
Моя собеседница признает, что, взрослея, она стала поступать так, как ранее поступали с ней, проявлять агрессию. «В наш класс перевелся мальчик, который всеми способами старался привлечь к себе внимание. Все начиналось с его оскорбительных шуток и прикосновений, а потом переросло в драки, которые он сам и затевал. Он позволял себе лезть в личное пространство окружающих и нарушать границы. Естественно, это всем не нравилось. Сначала класс поделился на два фронта: те, кто его принимал, и те, кого он уже начал доставать. Потом все ребята встали против него, — вспоминает моя собеседница. — Как известно, лучшая защита это нападение. Изначально это была некая справедливость, реакция на его поведение. Потом это превратилось в травлю, которая длилась 3 года. Мы издевались над ним при учителях, и они ничего не делали. Наоборот, даже ругались на него матом. Мы прятали и портили его вещи, кидали их в окно, закрывали его в раздевалках на несколько часов. Нам нравилось видеть его реакцию, это только больше нас раззадоривало. И у нас, и у него не было рамок: мы задевали за живое, оскорбляли отца и мать. Мы все осознавали, что делали неправильные вещи, но прекращать мы это не хотели. Сейчас я осознаю, что это было неправильно. Да, он нас провоцировал. Но, попав в схожую ситуацию теперь, я бы вела себя совсем не так, как раньше. Я бы игнорировала его и не множила негатив».
Вместо послесловия