Уже через час, когда солнце зайдёт за горизонт, эти маленькие, посеревшие от времени, дома погрузятся во тьму. В каких-то из них загорится одинокий свет. Только не во втором с конца улицы.
О том, что в этом доме когда-то кто-то жил, говорит лишь сирень, опустившая ветви на деревянный, чуть покосившийся забор.
А ведь не так давно, всего лет десять—пятнадцать назад, из каждого окна выглядывала пышная герань. И на кухонном столе жаром дышала стопка пшенных блинов, каждый из которых толщиной с палец. И в печи остывало чапамо ловцо — (топлёное молоко) — народное мордовское блюдо. А на лавочке возле дома пожилая женщина готовилась начать свой рассказ.Ее глаза давно выцвели, волосы стали серебряными, но доброта никуда не делась. Потому и приходили к ней все местные дети, чтобы послушать ту или иную мордовскую легенду. И я приходила, как и все ребята садилась на маленький стульчик, который приносила с собой, и слушала.
— Бабушка Зина, а расскажи, почему в твоих сказках такие герои странные? О таких я раньше не слышал, — сказал городской мальчик, приехавший в деревню на лето.
— Потому что они мордовские, — с улыбкой ответила старушка, — ты, я смотрю, мало что о них знаешь?
— Не говорят в городе про мордовских богов, поэтому и не знаю.
То, что городской мальчик не знал тонкостей эрзянских и мокшанских сказок совершенно не удивительно. Мордовия — республика небольшая, поэтому и о ее мифологии мало кто осведомлен. Но сегодня у вас есть отличная возможность поближе познакомиться с культурой этого края.Прежде всего нужно понимать, что мордва — язычники, которые почитали многобожие
Чтобы задобрить каждое божество, в месте его обитания (в лесу, на полях, у реки, в жилище, во дворе или бане) устраивались специальные «моления», во время которых обращались к высшим силам с просьбами. А чтобы эти самые просьбы были услышаны, люди приносили дары и жертвы.
Жертвой чаще всего выступали домашние животные: от крупного рогатого скота до птиц. Жертвенной едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мед, масло, пироги и лепешки, мордовская брага. Дары люди подвешивали на деревья. В корзину насыпали зерно, клали кусочки еды и ставили сосуды с квасом. Все это вешали на самое высокое дерево на том месте, где проводились моленья.
Какое животное уважал мордовский народ?

Растения в мордовской культуре
Особыми силами мокша и эрзя наделяли даже деревья. Так, при первом обмывании новорожденного его парили веником: мальчика дубовым, чтобы он стал сильным, девочку — березовым, чтобы была красивой. Иногда парили рябиновым веником: считалось, что такой отгонит всех нечистых духов от ребенка. С этой же целью рябиновые ветви клали в кроватку младенца на сорок дней.
Рябина выступала в качестве оберега и при постройке нового дома — ее держали в переднем углу в течение всего строительства, а затем высаживали недалеко от избы, во дворе. Кстати, эти деревья и сейчас высаживают на городских аллеях и бульварах, может, как дань прошлому?
Почему же в мордовской мифологии так важны деревья? Все просто — они играют роль некоего «моста» между человеком и божеством. Ведь именно с деревьев, по легендам, боги и богини раздавали людям счастье, удачу, радость, здоровье и прочие «дары.
Кого почитали эрзя и мокша?
Так как мордовские поселения располагались близ лесов, одной из самых упоминаемых богинь стала Вирь-ава, покровительница и держательница леса. Что удивительно, в каждой сказке, легенде или мифе она предстает в разных, совершенно непохожих друг на друга образах: то это молодая, красивая девушка, то старая, дряхлая женщина, схожая с русской Бабой-Ягой. Объединяет эти образы, пожалуй, лишь длинные, почти до пят, распущенные русые волосы. Считалось, что каждый лес имеет свою «хозяйку»— еще одна отличительная черта мордовской мифологии.
Еще одна «божественная» девушка мордвы — держательница земли Мастор-ава, или, по-другому, Мода-ава (и «мастор», и «мода» переводится как «земля»). К ней относились с особым почтением. Причина — мордва представляла землю женщиной, обладающей плодородной силой. Именно для этой богини совершалось больше всего жертвоприношений. У Мастор-авы просили хорошего урожая и здоровья.
Древняя мордва обожествляла воду, покровительницей которой считалась Ведь-ава («ведь» — вода). Опять же, в каждом водоеме жила своя богиня, но не в одиночестве, как остальные представители мордовских мифов, а вместе со своим мужем Ведь-атей. Считалось, что они коварные и опасные, живут на глубине, а не на мели, поэтому могут утянуть людей ко дну. К слову, в мордовских деревнях до сих пор верят в чудесную силу воды, хоть и не поклоняются Ведь-аве.
Были у мордвы и хранители жилища. Настоящими хозяевами дома считались Куд-ава и Куд-атя,которые жили в подполе, под печкой или под порогом. Им всегда оставляли немного еды: обычно это были стакан топленого молока с горбушкой хлеба.
Помимо прочих, мордовский народ почитал божеств двора, бани, солнца, луны. Верили и в хранителя кладбища, и великую силу умерших предков.
Деревушка плавно окунулась в ночь. Разошлись по домам ребята. Осталась только я и моя бабушка Зина.
— Вот и все, цыпленок. Пора домой, — ласково проговорила она.
Взяв старушку за руку, я пошагала в избу.
Из моих мыслей никак не шел городской мальчик. Ему так понравился рассказ, что он пообещал прийти снова. И он приходил во все последующие дни, вплоть до осени, пока не уехал в город. Каждый вечер он узнавал что-то новое о мордовском народе, но об этом мы поговорим в другой раз.