Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

поступлениерусский языкприемная кампанияПсихологиялицензияотношенияинтервьюрецензияискусствочто посмотретьжурфактвоя историяСПбГУитоговое сочинениеВаши историиМГУУчительКак сдать ЕГЭжурналистикалитератураНа практику — в ПУ!ВыходныеЛучшее на СтенерейтингНовыеличный опытЕГЭ 2018ВостребованныеЧто почитатьфестивальэкзаменыработаопросЕГЭ-2022профессиипутешествиялайфхакистудентамкнигиКем бытьВсероссийские открытые урокисоветыкарантинИТМОВШЭСочинениевузыКаталог профессийНовый годвыставкаМинистерство образованиякаталог сочиненийхоббиаккредитацияобразованиеКаталог вузовувлеченияканикулыподросткикиноРособрнадзорВУЗшколаолимпиадакак прошли ЕГЭ-201875 лет ПобедыКуда сходитьмузыкауниверситетвыпускнойДевятиклассникамволонтерствокуда поступатьисториярейтинг вузовТеатрподготовка к ОГЭисследованиелайфхакиКонцертолимпиадыразвлеченияспортновости кинонеделиОГЭпрофориентацияподготовка к ЕГЭсоветы психолога
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Евгения Печерских

Опубликовано статей: 4

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Мария Александровская

Опубликовано статей: 3

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 17

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов
Языческие боги и культ медведей: история о малой родине в Пабликаторе

Языческие боги и культ медведей: история о малой родине в Пабликаторе

Поделилась Светлана Кудашкина, СОШ №24, г.Саранск

Просмотры
4181
Вирь-ава. Хранительница леса
Всеми забытая деревушка на берегу Инсара готовилась к ночи. Какой именно мордовский народ живёт здесь — мокша или эрзя— это вам вряд ли кто-то расскажет. Мало осталось таких поселений: в основном все в город рвутся, да и на мордовском языке мало кто говорит.

Уже через час, когда солнце зайдёт за горизонт, эти маленькие, посеревшие от времени, дома погрузятся во тьму. В каких-то из них загорится одинокий свет. Только не во втором с конца улицы.

О том, что в этом доме когда-то кто-то жил, говорит лишь сирень, опустившая ветви на деревянный, чуть покосившийся забор.

А ведь не так давно, всего лет десять—пятнадцать назад, из каждого окна выглядывала пышная герань. И на кухонном столе жаром дышала стопка пшенных блинов, каждый из которых толщиной с палец. И в печи остывало чапамо ловцо —  (топлёное молоко) —  народное мордовское блюдо. А на лавочке возле дома пожилая женщина готовилась начать свой рассказ.

Ее глаза давно выцвели, волосы стали серебряными, но доброта никуда не делась. Потому и приходили к ней все местные дети, чтобы послушать ту или иную мордовскую легенду. И я приходила, как и все ребята садилась на маленький стульчик, который приносила с собой, и слушала.

— Бабушка Зина, а расскажи, почему в твоих сказках такие герои странные? О таких я раньше не слышал, — сказал городской мальчик, приехавший в деревню на лето.

— Потому что они мордовские, — с улыбкой ответила старушка, — ты, я смотрю, мало что о них знаешь?

— Не говорят в городе про мордовских богов, поэтому и не знаю.

То, что городской мальчик не знал тонкостей эрзянских и мокшанских сказок совершенно не удивительно. Мордовия — республика небольшая, поэтому и о ее мифологии мало кто осведомлен. Но сегодня у вас есть отличная возможность поближе познакомиться с культурой этого края.

Прежде всего нужно понимать, что мордва — язычники, которые почитали многобожие

И эрзя, и мокша верили, что у каждого божества есть свое место обитания — так называемая «сфера влияния». Вторгаясь в нее человек должен просить разрешения, прощения или помощи — в зависимости от ситуации. При этом божества могли быть как добрыми, так и злыми. Например, мордва считала, что хозяйка леса — Вирь-ава («вирь» — лес, «ава»— мать)— могла помочь человеку, но могла и погубить его. 

Чтобы задобрить каждое божество, в месте его обитания (в лесу, на полях, у реки, в жилище, во дворе или бане) устраивались специальные «моления», во время которых обращались к высшим силам с просьбами. А чтобы эти самые просьбы были услышаны, люди приносили дары и жертвы.

Жертвой чаще всего выступали домашние животные: от крупного рогатого скота до птиц. Жертвенной едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мед, масло, пироги и лепешки, мордовская брага. Дары люди подвешивали на деревья. В корзину насыпали зерно, клали кусочки еды и ставили сосуды с квасом. Все это вешали на самое высокое дерево на том месте, где проводились моленья.

Какое животное уважал мордовский народ?

Особым почтением народ наградил медведя. Почему? Это может показаться странным, но мордва верила, что он — прародитель всех людей. Существовал целый «культ медведя», который встречается во многих мордовских сказках и мифах: народ верил, что далеко в лесу есть «медвежья страна» («овтонь мастор» на эрзянском и «офтонь мастор на мокшанском). И что в этой стране люди живут в гармонии с медведями.
Особым почтением мордовский народ наградил медведя
Особым почтением мордовский народ наградил медведя

Растения в мордовской культуре

Особыми силами мокша и эрзя наделяли даже деревья. Так, при первом обмывании новорожденного его парили веником: мальчика дубовым, чтобы он стал сильным, девочку — березовым, чтобы была красивой. Иногда парили рябиновым веником: считалось, что такой отгонит всех нечистых духов от ребенка. С этой же целью рябиновые ветви клали в кроватку младенца на сорок дней. 

Рябина выступала в качестве оберега и при постройке нового дома — ее держали в переднем углу в течение всего строительства, а затем высаживали недалеко от избы, во дворе. Кстати, эти деревья и сейчас высаживают на городских аллеях и бульварах, может, как дань прошлому?

Почему же в мордовской мифологии так важны деревья? Все просто — они играют роль некоего «моста» между человеком и божеством. Ведь именно с деревьев, по легендам, боги и богини раздавали людям счастье, удачу, радость, здоровье и прочие «дары.

Яркой особенностью мордовской мифологии является то, что все высшие силы так или иначе связаны с промыслами народа — это и сельское хозяйство, и домоводство. Также встречаются покровители леса и рек, что обусловлено расположением мордовских поселений.

Кого почитали эрзя и мокша?

Так как мордовские поселения располагались близ лесов, одной из самых упоминаемых богинь стала Вирь-ава, покровительница и держательница леса. Что удивительно, в каждой сказке, легенде или мифе она предстает в разных, совершенно непохожих друг на друга образах: то это молодая, красивая девушка, то старая, дряхлая женщина, схожая с русской Бабой-Ягой. Объединяет эти образы, пожалуй, лишь длинные, почти до пят, распущенные русые волосы. Считалось, что каждый лес имеет свою «хозяйку»— еще одна отличительная черта мордовской мифологии. 

Еще одна «божественная» девушка мордвы — держательница земли Мастор-ава, или, по-другому, Мода-ава (и «мастор», и «мода» переводится как «земля»). К ней относились с особым почтением. Причина — мордва представляла землю женщиной, обладающей плодородной силой. Именно для этой богини совершалось больше всего жертвоприношений. У Мастор-авы просили хорошего урожая и здоровья.

Древняя мордва обожествляла воду, покровительницей которой считалась Ведь-ава («ведь» — вода). Опять же, в каждом водоеме жила своя богиня, но не в одиночестве, как остальные представители мордовских мифов, а вместе со своим мужем Ведь-атей. Считалось, что они коварные и опасные, живут на глубине, а не на мели, поэтому могут утянуть людей ко дну. К слову, в мордовских деревнях до сих пор верят в чудесную силу воды, хоть и не поклоняются Ведь-аве.

Были у мордвы и хранители жилища. Настоящими хозяевами дома считались Куд-ава и Куд-атя,которые жили в подполе, под печкой или под порогом. Им всегда оставляли немного еды: обычно это были стакан  топленого молока с горбушкой хлеба.

Помимо прочих, мордовский народ почитал божеств двора, бани, солнца, луны. Верили и в хранителя кладбища, и великую силу умерших предков.

Вирь-ава. Хранительница леса

Деревушка плавно окунулась в ночь. Разошлись по домам ребята. Осталась только я и моя бабушка Зина.

— Вот и все, цыпленок. Пора домой, — ласково проговорила она.

Взяв старушку за руку, я пошагала в избу.

Из моих мыслей никак не шел городской мальчик. Ему так понравился рассказ, что он пообещал прийти снова. И он приходил во все последующие дни, вплоть до осени, пока не уехал в город. Каждый вечер он узнавал что-то новое о мордовском народе, но об этом мы поговорим в другой раз.



Хочешь тоже рассказать о своей малой Родине и её традициях? Пиши на mail@5uglov.ru  с пометкой «Пабликатор. Малая Родина»!
Поделилась Светлана Кудашкина, СОШ №24, г.Саранск
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru