Сейчас почти все студенты и школьники вынуждены учится дистанционно из дома. Почему у кого-то это получается, а у кого-то нет? Проблема с самоорганизацией? Может быть мы просто глупые или ленивые, и поэтому учеба дома превращается в мучение? Возможно, но это не первопричина.
Психолог Иван Троянов рассказывает, почему учиться дома могут не все и не всем это может быть полезно. По его мнению, мера с удалённым обучением вынужденная, и для большинства детей она окажется малоэффективной. По крайней мере в том виде, в котором она сейчас реализована.
С возрастом сложнее развить в себе самодисциплину
Безусловно, в ребенке можно развивать интерес к самообучению, концентрацию, умение себя дисциплинировать. Вот только делать это нужно с раннего детства, а не в школьном возрасте, когда периоды, отвечающие за определенные стадии развития, уже упущены. Этим занимаются в частных детских садах, например, работающих по системе Марии Монтессори, и чуть ли не с пелёнок. У прошедших же среднестатистический детский сад и школу тяга к самообразованию прилично вытоптана постоянным указанием на ошибки, авторитарными мнениями, фокусом на оценку педагогом, а не на развитие умения самостоятельно оценивать свои результаты.
В целом, дистанционное обучение ничем не отличается от остальной образовательной системы. Я пообщался с родителями детей, которые эту систему уже опробовали на себе. У многих это выглядит как доступ к презентациям, которые родитель должен ребёнку прочитать, разъяснить, потом проверить. И это в лучшем случае. Есть те, кому просто сообщают номера страниц в учебнике, которые нужно за сегодня выучить. Вот такие вот нанотехнологии.
Сложности в организации учебного процесса дома
Так же стоит помнить об организации самого процесса. Это в школе есть уроки в определенное время, есть отлаженные правила и границы, есть специально отведенные места, в конце концов. А дома есть ощущение дома, тёплое одеяло, ютубчик и много всего интересного. Нужно приложить неимоверные усилия, чтобы создать не ощущение каникул, а точно такого же учебного процесса.
Важно понимать, что родитель — не педагог. Он, зачастую, не имеет навыков обучения, да ещё и имеет свою работу, помимо штудирования школьной программы. А из-за усталости и отсутствия прогресса (обучать-то он не умеет, даже если хочет) вряд ли обстановка в семье будет улучшаться. Начнутся конфликты и непонимание там, где их раньше не было.
Нет, безусловно есть энтузиасты среди педагогов, которые проводят занятия в видео-режиме, и делают их столь интересными, что дети сами хотят учиться. Но таких, к сожалению, единицы. Система вроде бы есть, но она не готова и не отлажена. Нужно выпускать целый мануал для родителей, чтобы сделать процесс дистанционного обучения хоть сколько-то эффективным.
Нет, безусловно есть энтузиасты среди педагогов, которые проводят занятия в видео-режиме, и делают их столь интересными, что дети сами хотят учиться. Но таких, к сожалению, единицы. Система вроде бы есть, но она не готова и не отлажена. Нужно выпускать целый мануал для родителей, чтобы сделать процесс дистанционного обучения хоть сколько-то эффективным.
Некоторым детям важно учиться в группе
Не стоит терять из виду социальный компонент. В возрасте с 6 до 12 лет дети нуждаются в большой группе вне семьи, это определенный период в развитии, не менее значимый, чем точные науки. Его ничем не заменить. Да и компенсировать, если упустили, будет крайне сложно. Поэтому, я искренне надеюсь, что в ближайшем будущем карантин прекратиться.
Какие выводы мы можем сделать? К самодисциплине нужно привыкать с самого детства, потом это сделать сложнее (но все равно возможно), учиться дома действительно тяжело для всех (как бороться с прокрастинацией, можете прочитать здесь), некоторым важно обучаться в социальной группе единомышленников. Если вы делаете уроки с родителями, могут начаться конфликты, проблема не обязательно в вас. Родители не педагоги.
Что еще важно? Карантин отличная возможность проверить, сможешь ли лично ты учиться самостоятельно. Теоретически, если в детстве в тебе развили интерес к самообучению, ты мотивирован, отучился до 9-10го класса в школе, получил основные социальные навыки и хочешь в выпускном классе перейти на семейное обучение, то у тебя есть шансы справиться с этой задачей.