Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

дистанционное обучениелицей 393медиацентр Ракурсличный опыткаталог сочиненийэкзаменыАлые парусаИван Трояновфестивальмузыкагимназия 19 ОрелпоступлениелицензияолимпиадаМного платятКак сдать ЕГЭподготовка к ЕГЭкуда сходить в выходныевсё о поступлении 2019интервьюПроекториякнигиВПРВостребованныеСПбГУВыходныеисследованиеаккредитацияпабликаторДевятиклассникамСочинениелайфхакприемная кампанияувлечениярецензиясоветы психологаработаНовый годРостов-на-Донукем бытьподготовка к ОГЭподготовка к ЕГЭрейтинг вузовКаталог профессийЛучшее на СтенеопроскиновузыуниверситетвыставкаКем быть?образование75 лет ПобедыОГЭВШЭвыпускнойкак прошли ЕГЭ-2018Школа 151куда пойти учитьсяВсероссийские открытые урокикуда поступатьчто посмотретьитоговое сочинениеИТМОстудия журналистики Калининского р-нарейтингфизикаМинистерство образованияисторияВУЗегэ 2017КонцертсоветыволонтерствоМГУЕГЭ 2018путешествияшколакарантинлитератураКаталог вузовУчительспектакльНовыеНа практику — в ПУ!Академическая гимназия 56Школа 2 БерезовкаИгра престоловДля гуманитариевэкзаменолимпиадыРособрнадзорКуда сходитьрусский языкканикулыОльга ВасильеваМинистр образованияпрофориентацияЛето в городах России
Погружаемся в историю: 5 советов по подготовке к экзамену

Погружаемся в историю: 5 советов по подготовке к экзамену

Рассказывает Елизавета Сняткова, школа №457, Санкт-Петербург

Просмотры
493

Очень вероятно, что, решив сдавать историю на экзамене или просто улучшить свои знания по этому предмету, вы хотя бы раз хватались за голову с мыслью: «Во что я ввязался?» Огромный поток имен, дат, терминов, событий, и в какой-то момент все кажется кромешной тьмой. Вот несколько советов (а также небольшое дополнение в виде рассказа о личном опыте в конце), которые помогут не только лучше воспринимать материал, но и действительно разбираться в истории. А главное  полюбить ее.

1Учите не отдельными датами, а логической цепочкой

Сама наука История состоит из множества историй поменьше, взаимосвязанных между собой, как нитки паутины, поэтому эффективно учить материал отдельными событиями не выйдет  это должен быть стройный сюжет в вашей голове.

Вместо: «944 год – поход Игоря на Византию

Начало 945 года – восстание древлян и гибель Игоря

Конец 945 года – Ольга проводит реформу налогообложения»

Говорите себе: «В 944 году в ходе второго похода Игоря на Византию он смог получить многие привилегии, но не вернул право беспошлинной торговли, что отрицательно сказалось на экономике. Поэтому решил повторно собрать дань с древлян, за что был убит. Чтобы избежать повторения подобного, княгиня Ольга ввела точные размер и место сбора налогов».

Даже на экзамене, вопреки распространенному мнению, знание дат не столь необходимо. Важно, как вы разбираетесь в хронологии и причинно-следственных связях. Поэтому рассказывайте себе происходящее как захватывающую историю, а не набор сухих фактов.

 

2Извлекайте из каждой истории практический урок

После обсуждения темы учителя часто задают вопрос: какую пользу принесло России некое событие, к примеру, Северная война? Заодно подумайте, какую пользу она принесла вам, чему она вас научила, какой урок вы извлекли из поведения героев. Таким образом, вы проецируете информацию на самих себя, поэтому лучше ее запоминаете. Ведь вы гораздо яснее помните, как совершили какую-то глупость шесть лет назад, чем как что-то подобное сделал ваш знакомый?

К тому же, этот прием будет нести пользу для вас в будущем. Как и литература, история помогает нам учиться на чужих ошибках. И если однажды вы станете чиновником и почувствуете необъяснимое желание повысить налог на соль, то вспомните восстания на улицах Парижа и Москвы в семнадцатом веке, и как-то сразу перехочется.

3Цепляйтесь за экстраординарных личностей

 Очень часто мы сталкиваемся с тем, что правление какого-то монарха кажется нам непосильно тяжелым и скучным, даты запомнить совсем не выходит, внешняя политика и вовсе похожа на ночной кошмар. В таком случае всегда можно обратиться к методу «современников»: привязывать события или действия правителей к жизни тех личностей, которые вас действительно интересуют. Задумайтесь, что кажется по-настоящему захватывающим: интриги фаворитов, гениальные ученые, отчаянные революционеры или просто человеческие страсти? Федор Михайлович Достоевский однажды сказал, что каждому молодому человеку нужен идол. И где же найти самых ярких людей, как не в истории?

В каждом периоде есть неожиданная экстраординарная личность, которая совсем не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Вы как следует помните о Потемкине или о «потемкинских деревнях»? Подумайте, почему он так поступил? Может, потому что на обустройство Крыма были отведены слишком маленькие сроки? Изучая глубже одного человека, вы невольно поймете и всю паутину событий, запутанную вокруг него. Прочтите о связанных с ним военных походах, реформах, отношениях при дворе, и вы не заметите, как начнете превосходно разбирать даже самые запутанные события его современности.

4.  Смотрите, читайте, визуализируйте!

Как правило, наша визуальная и аудиальная память оставляют куда более красочные впечатления, поэтому признанно отличный способ запомнить исторические события  посмотреть фильм, спектакль или прочитать о них художественную книгу. Они играют как на нашем визуальном, так и на эмоциональном восприятии, в отличие от учебников, где информация зачастую излагается сухо и неинтересно. При этом опираться в обучении стоит только на проверено хорошие и правдоподобные произведения, соблюдающие историческую достоверность (так что не надейтесь выучить Русско-турецкую войну по «Турецкому гамбиту», не сработает). Хотя наилучшим вариантом будет использовать такой метод именно для закрепления и разъяснения полученных знаний. Если же читать огромные объемы текста о самых нелюбимых периодах совсем не в мочь, обратитесь к циклам документальных фильмов в формате лекций, которые освещают и даты, и названия, и термины. Методы визуализации всегда были надежным помощником в обучении, и в истории они играют особенную роль.

5Не воспринимайте историю слишком серьезно

Совет для любого человека гуманитарного склада ума. Воспринимая предмет слишком серьезно и не позволяя себе ошибаться, мы начинаем его бояться, и потому блокируем самим себе свободный путь познания. История — не математика и не химия, хотя порой там бурлят те еще реактивы (помните уникальный русско-турецкий союз? То-то и оно). Воспринимать историю как науку — недостаточно. Тем более, в отличие от тех же точных наук, история дает вам право на ошибку, теорию и даже фантазию (хотя лучше этим не увлекаться чтобы случайно не написать «Трех мушкетеров»). 

Так или иначе, история  это рассказ со своими «героями» и «злодеями», с моралью и уроком, которые мы сами для себя определяем. История может быть невероятно занимательной, если вы воспринимаете ее не как список дат, которые нужно зазубрить и повторять во сне, а как самый увлекательный учебник жизни.

P.S. О личном опыте

Как и многие, в пятом классе во время прохождения довольно примитивной истории Древнего мира, я свято уверовала, что являюсь просто гуру истории, тем более что мифы всех народов мира к тому моменту знала едва ли не наизусть. Но в шестом классе пришел новый учитель, в принципе не особенно заинтересованный в нашем обучении, и следующие три года прошли как в тумане. Наконец, в прошлом году произошли две знаменательные вещи: появление в моей жизни нового талантливого преподавателя по истории и исторического сериала «Версаль». Зарубежная история всегда казалась мне интереснее, а великолепное шоу о знаменитом Короле Солнце пробудило давно забытую страсть к науке времени. Только вот с разочарованием я поняла, что практически не понимаю языка истории, на котором говорят горячо любимые мной персонажи, и начала искать каждое понятие в интернете, а оттуда переходить дальше и дальше. Так, от истории Франции 18 века я начала заново собирать все по кусочкам.

Как и у многих в моем возрасте, дальше последовали теории заговоров — я взялась за Радзинского и Пикуля. Хорошие писатели с приятным слогом, к большому разочарованию, вскоре показались мне лишь фантастами, сочиняющими из головы небылицы (спойлер: мне не показалось, так и есть). И я обратилась к циклу книг «Жизнь Замечательных Людей», который познакомил меня с моими проводниками в Историю России: Федором Басмановым, Григорием Потемкиным, Григорием Распутиным. Больше всего меня всегда волновали люди, которых когда-то незаслуженно оклеветали, и все глубже изучая их, я охватила любительским взглядом почти весь цикл истории. Оценки заметно исправились, а я продолжала читать и смотреть взахлеб: «Война и Мир», «Я, Дон Жуан», «Иван Грозный», «Бедный, бедный Павел». Но в этих знаниях не было упорядоченности, а потому главным спасением и финальным штрихом для меня стали циклы документальных фильмов «Романовы» и «Рюриковичи» — я просмотрела их от первой серии до последней, и наконец все встало на свои места.

Так я осознала историю как длинную логическую цепочку и даже сеть, охватывающую весь мир. Осталось одно зло, которое до сих пор волнует каждого ученика — даты. Я всегда запоминала их интересными комбинациями вроде:

«Эпоха дворцовых переворотов — 1725-1762: в десятках первая и последняя цифры симметричные, а шестерка следует по порядку сразу за пятеркой — 2562» или «Восстание декабристов  1825… Ох, в этом году умер Антонио Сальери! Ужасная дата».

Но, конечно, такой способ далеко не самый интересный и наглядный. Другой же, более креативный, выработанный педагогами, предполагает вписывание дат в связанные с ними картинки. Например, все помнят памятник Минину и Пожарскому, посвященный Второму Народному ополчению 1612 года. Лучшее, что приходит на ум: спустя 200 произошло Бородинское сражение, но ассоциация слабая. Теперь же мы внимательно смотрим на памятник, и легким движением руки Минин и Пожарский превращаются в нашу знаменательную дату.

Немного воображения, и постижение любых дат становится скорее интересной игрой разума, чем нудной зубрежкой.

Но вопреки распространенному мнению, история  это не о датах. Это наука опыта и человеческих взаимоотношений, которая учит нас ответственности за свои поступки (а порой просто рассказывает интересные сюжеты о том, как глупо или хитро поступили наши предки). Так или иначе, история таит в себе столько загадок, тайн и идей, что достаточно один раз окунуться в ее глубины, чтобы пройти этот шаг от ненависти до любви.



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое