Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

СПбГУолимпиадывыставкалицей 393ВыходныесоветыДевятиклассникам75 лет Победывсё о поступлении 2019опросСочинениеНовый годВШЭприемная кампанияуниверситетсоветы психологаВсероссийские открытые урокикуда поступатьстудия журналистики Калининского р-наэкзаменКак сдать ЕГЭработаегэ 2017аккредитациякаталог сочиненийкарантинКаталог профессийВКонтактепабликаторРостов-на-ДонуинтервьюНовыеКонцерткем бытьрусский языкДля гуманитариевМного платятвузыличный опытисследованиеподготовка к ЕГЭКаталог вузовМГУспектакльАкадемическая гимназия 56рейтинглайфхаквыпускноймузыкачто посмотретьКуда сходитьИгра престоловЛето в городах Россиикак прошли ЕГЭ-2018гимназия 19 Орелитоговое сочинениеУчительподготовка к ЕГЭпоступлениеВостребованныеинформатикакнигирецензияпутешествияОльга ВасильевалитератураИТМОкуда сходить в выходныеШкола 151рейтинг вузовШкола 2 БерезовкаМинистр образованияволонтерствоисторияМинистерство образованияИван ТрояновЛучшее на СтенефизикалицензияЕГЭ 2018образованиеКем быть?Алые парусадистанционное обучениеОГЭпрофориентациякуда пойти учитьсяПроекторияРособрнадзормедиацентр Ракурсподготовка к ОГЭНа практику — в ПУ!олимпиадафестивальВУЗкиноувлеченияшколаэкзамены
«Расправь плечи!»: как добиться адекватной самооценки в подростковом возрасте

«Расправь плечи!»: как добиться адекватной самооценки в подростковом возрасте

Разбиралась Вероника Покрашенко, Лицей при НППК, г. Новозыбкова

Просмотры
116

Самооценка является одним из важнейших факторов достижения успеха в жизни, который помогает чувствовать уверенности в себе. Подростковый возраст — это особый период в жизни человека, когда самооценка значительно колеблется. Эти годы полны перемен, поэтому очень важно, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Сегодня мы разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить. Чтобы наконец-то адекватно оценивать себя, свои положительные качества и недостатки.

Самооценка — это отношение человек к самому себе. То, как он видит себя и кем себя считает. Она может быть истинной или ложной, высокой или низкой. Подростки часто задают себе вопросы: «Какой я?», «Как я выгляжу в глазах окружающих?», «Что они думают обо мне?», «Я красивее остальных или нет?». Ведь одним из «новшеств» подросткового возраста является то, что оценка себя, своей внешности почти полностью зависит от мнения окружающих, в том числе, сверстников. 

Благодаря методике А. Ц. Пуни мы предложили ребятам познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми они могут охарактеризовать себя. Большинство подростков выбрали такие черты, как завистливость, нервозность, пассивность, обидчивость. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что многие подростки имеют заниженный уровень самооценки. Они умеют находить недостатки даже там, где их нет, при этом явно преувеличивая их значение. Из-за чего тинейджеры становятся категорически недовольными своим внешним видом. Нескладная фигура, проблемная кожа, тусклые волосы, форма носа, цвет глаз, размер ноги, словом, есть миллион причин, из-за которых подросток считает себя непривлекательным. В результате у него появляются комплексы, и падает самооценка.

ВЦИОМ представил данные исследования о том, как подростки характеризуют уровень своей самооценки. Большинство имеют заниженный либо средний уровень, реже встречаются подростки с завышенной самооценкой.

Со временем подросток начинает видеть в себе только негативные черты. Возьмем в качестве примера обыденную ситуацию. 

«Вот, Лена из 10 квартиры и петь умеет, и танцевать, а я что? Петь я с детства не умею, а танцы это вообще не мое». Очень часто подросток сравнивает себя с другими людьми, забывая, что всегда будут те, кто лучше и кто хуже него. «Да, я рисую хорошо и стихи сочиняю, но это же умеют все».  Но он не задумывается, что, может быть, эта Лена вечерами пытается изобразить пейзаж, но ничего не выходит. И она завидует тем людям, которые умеют рисовать.


Для примера, мы задали ряд вопросов учащейся 11 класса Маргарите:

— Что может повысить или понизить твое мнение о себе?

— В большинстве случаев моя самооценка повышается, благодаря похвале со стороны друзей или родителей. Понизить же мой уровень самооценки могут действия взрослых. Например, когда меня сравнивают с другими подростками, чтобы показать мои слабости и неумения.

— Что тебя привлекает в себе как внешне, так и внутренне?

— Ой, сложно. Но вообще мне нравится, что я доброжелательна к своим друзьям, всегда готова прийти на помощь. В моей внешности мне нравятся зеленые глаза и волосы.

— Что тебе не нравится в себе?

— Это звучит странно, но мне не нравится мой голос и нос. К отрицательным качествам я отношу трусость, а также неумение делать все вовремя. Из-за этого меня часто ругают не только родители, но и учителя.

— Как ты считаешь, нужно ли работать над своей самооценкой?

— Конечно. Я, чтобы повысить самооценку, записываю ВСЕ, чего мне удалось добиться за день. Даже маленькие победы помогают мне поверить в себя.

Какие изменения происходят с человеком в подростковом возрасте нам рассказала психолог Марина Владимировна Алянич:

— Из-за нестабильности и изменчивости всего организма в этот период неустойчива и психика. И это нормально! В самооценке подростка очень часто наблюдается полярность: «Сегодня я лучше всех, потому что написал олимпиаду по истории или стал чемпионом школы». А завтра из-за негатива со стороны окружающих этот подросток получил плохую оценку или упал в самый важный момент соревнований. В результате все предыдущие достижения теряют значимость. Это работает в обе стороны: «Дайте мне стимул и я снова буду лучше других» или, наоборот, «Я вчера опозорился, значит я хуже других». К 18-20 годам размах «эмоциональных качель» уменьшается, наступает более гармоничное состояние. Важно понимать,что эти «качели» часть взросления, и без них совсем не получится.

— Почему же плоха заниженная самооценка? 

Любая самооценка, кроме адекватной, нездорова. Это свойственно для любого возраста. Однако, для подростков это наиболее опасно. Психика нестабильна в этот период из-за того, что в организме происходит перестройка. Подросток становится намного взрослее. О том, что он уже не ребенок ему напоминают родители, школа, друзья, даже собственное тело. Представьте, какой стресс! Многое в жизни подростка происходит впервые, поэтому он начинает прислушиваться к мнению окружающих. Немаловажно в этот период  получать поддержку от самого себя. Подросток с заниженной самооценкой привык ругать себя или искать причины неудачи в себе, хотя объективная реальность может говорить об обратном. Про принятие себя тут не может быть и речи! Человек с адекватной самооценкой проанализирует ситуацию, похвалит себя и продолжит идти к намеченной цели. 

— Как вы считаете, окружение влияет на нашу самооценку?

— Конечно. Подростку важно иметь поддержку окружающих. Я уже говорила, что многое в подростковом возрасте человек переживает впервые, а значит, не знает как реагировать на сложившуюся ситуацию. Именно поэтому, подросток ищет кумиров и прислушивается к чужому мнению. Крайне важно, чтобы у подростка был такой человек, мнение которого он учитывал.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать