Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

выставкаАлые парусакуда поступатьКуда сходитьолимпиадыЕГЭ 2018советы психологаУчительпрофориентацияканикулыВостребованныелицей 393ПроекторияКаталог вузовАкадемическая гимназия 56Всероссийские открытые урокивсё о поступлении 2019ОГЭМГУработаинформатикаподготовка к ЕГЭинтервьюличный опытШкола 151Министерство образованияподготовка к ЕГЭКем быть?поступлениеРособрнадзорфизикаСПбГУКаталог профессийКонцертсоветыНовый годрецензияподготовка к ОГЭ75 лет Победыкаталог сочиненийИгра престоловкем бытьМинистр образованияШкола 2 БерезовкаНа практику — в ПУ!ИТМОлицензиякак прошли ЕГЭ-2018рейтинг вузоволимпиадаИван Трояновстудия журналистики Калининского р-наисторияЛучшее на СтенекарантинМного платятжурналистикафестивальэкзаменыобразованиеВУЗисследованиелитератураРостов-на-ДонуДевятиклассникамОльга Васильевавузыволонтерствоаккредитацияитоговое сочинениевыпускнойДля гуманитариевчто посмотретьрейтингкиноСочинениедистанционное обучениеегэ 2017экзаменкуда сходить в выходныеНовыеуниверситетКак сдать ЕГЭопросувлеченияЛето в городах Россиигимназия 19 ОрелпабликаторкнигиспектакльВШЭлайфхакВПРшколаприемная кампаниярусский языкпутешествияВыходныемузыка
Картины о Великой Отечественной войне: взгляд подростков

Картины о Великой Отечественной войне: взгляд подростков

02.06.2020 | Пять углов
Просмотры
831

Что думает молодое поколение разбирались Алина Степанова, школа №12, г. Бузулук и Дарья Куликова, редактор рубрики «Пабликатор».


Картины, посвященные Великой Отечественной войне, не только отразили факты истории, но и сохранили на долгие годы ужасы войны и переживаемые людьми эмоции. Каждая картина имеет свою историю. Историю о войне: о страшном, ужасном событии, о горе людей и о сломанных судьбах. Такие произведения мало кого оставляют равнодушным. Рассказываем, что чувствуют современные подростки, глядя на эти картины. Вызывает ли у них военная живопись переживания?

Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г.

Низкое серое небо. Разруха по обочинам дороги. Серой и грязной фронтовой дороги. На обочине мы видим замершие избитые танки, впереди — грузовик, увозящий людей. Куда? Вероятно, на фронт. 


Автор картины, Юрий Иванович Пименов, известен не только этой работой, но и произведением «Новая Москва». Эти картины перекликаются между собой: на них изображены одна и та же Москва, одна и та же девушка, возможно, одно и то же место. Однако, спустя семь лет девушка «сменила» легкое платье на плотную шинель, а Москва — праздничный вид на фронтовую серость. И жизнь, жизнь — совсем другая, военная. 


В ранний период творчества Юрий Пименов подвергался влиянию немецкого экспрессионизма. Его довоенные работы отличала надрывная драматичность и некая мрачность. Художник учился на живописном и полиграфическом факультетах во ВХУТЕМАСе. После завершения образования, работал в журналах, писал картины в стиле социалистического реализма, занимался театральными декорациями. В 1954 году Юрий Пименов стал членом-корреспондентом Академии художеств, а спустя восемь лет — ее действительным членом. 


Говорят подростки: 

«Что-то внутри сжимается. Просыпается тревожное чувство, будто что-то сейчас должно произойти. Что-то ужасное, страшное и бесчувственное. За город, за разрушенные дома, памятники и другие здания накатывают слезы от горечи, за мужчин в грузовике — гордость и жалкие слезы от будущей потери. Видимо, заканчивается зима, но вместо трепета весны ощущается лишь суровый холод», — Элина Хазиева. 


«Картина вызывает ощущение движения, жизни, человеческой силы. Впечатление двоякое: с одной стороны, картина светлая, что свидетельствует, возможно, о надежде. Но, с другой стороны, размытый горизонт как бы намекает на сомнительное, непонятное будущее водителя и пассажира автомобиля», — Ксения Прохорова. 


«У меня она вызывает чувство чего-то неизбежного. Скорее всего, молодые люди, солдаты, отправляются на фронт. Они должны это сделать, чтобы отстоять свою родину. Они смело и гордо выполнят эту цель. Сама картина вызывает у меня чувство беспокойства, волнения за героев. Эти солдаты, возможно, не вернутся домой. Но они продолжают ехать вперёд»,  Алина Лешкова. 


Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г.
Юрий Пименов,“Новая Москва”, 1937 г.

А.И. Лактионов «Письмо с фронта», 1947 г.

Знаменитую картину не одобрили в Третьяковской галерее и повесили на самое невыгодное место. «Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?» — была раздосадована комиссия. 

Однако сотрудники все-таки уговорили критиков повесить картину в дальний угол, ведь работа была выполнена прекрасно. На этом и остановились. А потом заметили, что посетители собирались в основном у этой картины, разглядывали и восхищались. 

Радость и тепло исходит от картины. Счастливая семья, которой пришло письмо от родственника с фронта. По их эмоциям можно понять — письмо с хорошими вестями. А.И. Лактионов несколько раз перерисовывал картину, ни один результат его не устраивал. А полотно, которое мы наблюдаем сегодня, художник рисовал два года. 


В 20 лет А.И. Лактионов оказался в Ленинграде. И хотя набор студентов был уже завершен, И.И. Бродский взял себе в мастерскую юного художника. Так что Александр Иванович учился в Ленинградской Академии художеств сначала у Бродского, а позже у Грабаря. Художник осваивал приемы современной живописи и учился технике письма старых мастеров. 

Выучившись, Лактионов преподавал в ЛИЖСА и в Московском государственном заочном педагогическом институте. 

А за картину «Письмо с фронта» Александр Иванович получил Сталинскую премию первой степени — главную награду СССР. 


Мнения подростков: 

«У меня эта картина вызывает очень радостные эмоции. На ней все такое солнечное и светлое, что олицетворяет какое-то тепло. Радость испытывают и герои картины, ведь письмо даёт надежду, что их близкий человек жив. О событии, которое происходит на «Письме с фронта», мечтали каждая женщина и каждый ребенок в военное время. Я считаю, что художнику удалось передать чувства, которые испытывают герои сюжета», — Елизавета Михайлова


«На картину «Письмо с фронта» мне смотреть приятно, потому что от нее веет радостным настроением. Люди читают письмо, и они счастливы. А вот другие произведения о Великой Отечественной навевают грусть и печаль. Я осознаю весь кошмар войны, но, смотря на эти картины, мне становится горестно и даже больно», — Арина Белова


А.И. Лактионов “Письмо с фронта”, 1947 г.

Борис Неменский, «Безымянная высота», 1960 г. 

Картину отличает то, что написана она спустя 15 лет после окончания Великой Отечественной войны. К 60-ым годам сердца фронтовиков начинают оттаивать: рождаются трогательные стихотворения «лейтенантской» прозы, война показывается настоящая. Такая, какая была: без лишнего пафоса и как будто изнутри, с близкого расстояния. В это время и создается картина «Безымянная высота». 


Появлению картины способствовали личные поствоенные переживания художника. Он вспоминал: долго шел как солдат-художник, присел отдохнуть, рядом колыхалась трава. Задумался: откуда зимой трава?.. Оказалось, что Борис Михайлович сел на убитого немецкого солдата, рыжие волосы которого и дрожали на ветру. Осмотрелся. Рядом увидел двух мальчишек: один тоже немец, другой — русский. Это были те, чьи имена нам неизвестны. Это была безымянная высота. 


Мнения подростков: 

«Когда посмотрела в первый раз на картину, то на ум пришло слово «смерть». Складывается ощущение, что это семья или товарищи, которые погибли рядом друг с другом. Чувствуется напряженность и боль при изучении этой картины», - Вероника Шевченко. 

«Глядя на картину, становится страшно, потому что жизни этих молодых людей оборвались очень рано. Я вообще не люблю картины военной тематики. Слишком сложно осознавать, что война прошлась по жизням простых людей, убила их, искалечила многие судьбы. Любая жизнь стоит дорого, и её нужно ценить, а эти люди на картине лежат мёртвые. Их никто не смог уберечь от смерти», - Анастасия Ермакова. 

«Думаю, что после таких картин внутренний пацифист просыпается. Чувствую желание закрыть глаза и спрятать голову в песок, как страус. Войны — это ужасно, как минимум потому, что во время них гибнут простые люди. Кто-то идет за славой, кто-то за победой, а есть те, кто хочет просто спокойно жить. Но и их война настигает», - Дарья Толстых. 


Интересно, что впоследствии художник постоянно возвращался к данному сюжету. Существует пять вариантов этого полотна. Последний из них автор назвал «Это мы, Господи!

В послевоенное время Борис Михайлович создавал ряд фронтовых рисунков и этюдов, занимался преподаванием (МГПИ им. В. П. Потемкина, МГПИ им. В. И. Ленина) и разрабатывал оригинальную программу эстетического воспитания школьников. 

Борис Неменский, “Безымянная высота”, 1960 г.

Е.Е. Моисеенко «Победа», 1972 г.


Что такое победа? Это приятные эмоции, которыми хочется делиться. Но на полотне у Е.Е. Моисеенко победа другая. Она вызывает страх, неприязнь и отторжение. 


Эту картину Евсей Евсеевич писал два года (1970- 1972). На ней показаны последние часы в здании Рейхстага. Два солдата. Один товарищ умирает на руках у друга, который находится в отчаянии, он кричит. Эта боль утраты передается зрителям. Столько отчаяния у бойца, который так много повидал на войне.


Светлые и темные оттенки на полотне олицетворяют радость и, одновременно, грусть и скорбь от победы. Живописец сам уходил добровольцем в народное ополчение. И, конечно же, этот жизненный этап  отразился в его творчестве. Он знал на собственном опыте, как и какие эмоции передать в «Победе». 


Огромное влияние на рост художника оказал А.А. Осмеркин, когда Моисеенко учился в ИЖСА. Занятия пришлось прервать: живописец ушел на войну. После Великой Отечественной будущий художник возвратился в институт и окончил его, как художник живописи. За картины «Первая конная», «Вестники», «Черешня», «Красные пришли» Е.Е. Моисеенко получил звание Народного художника СССР. А картина «Победа» считается одним из лучших  произведений советской живописи. На ней показана не сама победа, а цена, которую заплатил за нее народ.  


Говорят подростки: 

«При виде этой картины сразу вспоминаются самые мучительные для нашего народа дни войны, как было трудно. На “Победе” художник показал двух солдат, их боль и страдания. Один из них отчаянно кричит. Сколько скорби и усталости от многочисленных потерь в этом лице. Произведение сразу заставляет задуматься о том, какой ценой мы выиграли в этой войне. Хоть данная картина и называется «Победа», она посвящена вовсе не победе. А ее цене. Страху, непосильному труду, разрушениям и смерти. Множествам смертей. Все это, и даже больше, пережили люди тех времен», -  Глеб Новичков 


«Сама картина очень тёмная. Художник использует мрачные цвета, чтобы показать, чего стоила эта победа. Это произведение демонстрирует потери, усталость, слабость и неверие в то, что всё закончено. Мужчина, который удерживает своего товарища, кричит от беспомощности, от усталости потерь, от отчаяния. Лично у меня картина вызывает смешанные эмоции. Во-первых, это — победа и всё очень хорошо, а во-вторых, это — печаль и горесть, ведь картина неяркая, и не сразу можно понять, что это “Победа”, - Ирина Агафонова


Е.Е. Моисеенко “Победа”, 1972 г.

 П.А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости», 1951 г.

В годы войны Петр Александрович делал множество набросков солдат. И живых, и мертвых. Кто бы знал, что они ему пригодятся. В написании картины «Защитники Брестской крепости» художник использовал много эскизов, сделанных на фронте. 


В 29 лет живописец был призван в армию, а после прошел Великую Отечественную войну — от Москвы до Берлина. О героях, защищавших Брестскую крепость, узнали далеко не сразу, а только в 1942 году. Одним из тех, кто не позволил забыть великий подвиг, стал Петр Александрович Кривоногов. В 1950 году он начал работу над полотном, а в 1951 ее уже увидел мир. 


На картине бойцы бьются за Брест. Это самый разгар обороны, когда невозможно отличить мертвых от живых, ведь в бой идут даже те солдаты, у которых почти не осталось сил. Поле усыпано телами погибших товарищей. Страшное событие.


Мнение подростков:

«Картина отображает мужество, стойкость, смелость и храбрость народа. Показывает, что даже раненые встают на защиту. И даже те, у кого есть винтовки, но нет патронов — идут на врага со штыками. Их не пугает количество врагов, потому что они — истинные патриоты, защищающие страну. Но в то же время картина отображает все ужасы войны, потому что из-за политических конфликтов гибнут простые люди, военные, те кто не имеют отношения к политическим разногласиям. Но, несмотря на это, они до последнего защищают территорию своей Родины», - Александр Киреев


«На мой взгляд, данная картина является воплощением героизма советских солдат. На ней мы видим, как отважно наши деды и прадеды сражались за мир и спокойствие. Советские солдаты несмотря на свои травмы и увечья мужественно обороняют Брестскую крепость. Глядя на эту картину, я чувствую гордость за моих предков. Каждый день я благодарю своих дедов и прадедов за чистое небо надо головой, за мир во всем мире, за то, что я не знаю всех ужасов войны, - Илья Лендяев. 

П.А. Кривоногов “Защитники Брестской крепости”, 1951 г.


Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое