9 августа 1942 года началась оккупация Краснодара. Длилась она полгода, а за эти страшные 26 недель погибли сотни и тысячи людей, город разрушили практически до основания.
По данным, собранным на 7 июня 1945 года, за 186 дней в Краснодаре убито, замучено и расстреляно 11472 человека, из которых 2178 - дети.
Все знали, что войска армии Гитлера приближаются к городу: ещё в феврале 1942 года начали эвакуировать некоторые крупные предприятия. В первой половине июня старались успеть эвакуировать до прихода немцев остальное: детские дома, госархивы, институты, госпитали и военные училища. Всё, что не успевали спасти — взрывали, чтобы не отдавать немцам.
8 августа, 1942 год. Начались первые битвы за Краснодар, но удержать город нашим солдатам не удалось. Немцы ворвались в столицу на следующий день. Началась оккупация.
В Краснодаре появились органы оккупационной власти, начали действовать структуры, которые наказывали советских людей, нарушивших, по мнению фашистов, установленные порядки. Немцы активно пользовались услугами предателей и доносчиков, которых за эти «заслуги» нередко назначали на должности старост. Людей, на которых доносили предатели, мучили в гестапо, что находился на пересечении улиц Орджоникидзе и Седина. Страшным пыткам подвергали советских граждан. Одной из них было сожжение заживо.
В Краснодаре действовало шесть лагерей для военнопленных. Лагерь на стадионе «Динамо» признают одним из самых больших лагерей на территории СССР: нём содержалось до 10 тысяч советских солдат. «Во время оккупации Краснодара истреблению подвергались больные и инвалиды. 22 августа 1942 года в горбольнице было убито 300 человек, в октябре — еще 77 больных. Чудовищным пыткам подвергались советские военнопленные. За период оккупации на Кубани было замучено и убито 9022 красноармейца», — говорится в книге «Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» (сост.: А. Г. Бурмагин, Ю. Г. Бузун).
Немцы жили в квартирах и домах краснодарцев, у кого-то занимали комнату, а кого-то и вовсе выгоняли. В городе появились мародёры. Они забирали одежду и еду, а людям, чтобы не умереть с голоду, приходилось ходить в ближайшие станицы и обменивать оставшиеся ценности на муку и продукты. Жителям Краснодара строго запрещалось выходить на улицы без документов. Устраивали облавы, и тех, у кого не находили паспортов, заталкивали в газвагены-душегубки. Их трупы позже сбрасывали в противотанковые рвы, которые перед оккупацией вырыли сами краснодарцы. Таким образом фашисты надеялись избавиться ото всех партизан и подпольщиков. Немецкие власти ввели систему телесных наказаний. Теперь позволялась публично пороть человека, подозреваемого в краже, либо не вышедшего на работу. Людей, замеченных в отрядах партизан или подпольщиков пытали, после чего некоторых расстреливали и убивали в подвалах гестапо, а особо упрямых вешали прямо на уличных столбах.
Февраль, 1943 год. Оккупанты начали самые жестокие бесчинства. Совсем рядом с Краснодаром шли бои, у жителей города появлялась надежда. Всё чаще немцы вешали людей, подозреваемых в сотрудничестве с подпольными движениями партизан. Главные площади города наполнялись бесчувственными телами погибших. В то неспокойное время было убито большинство заключённых в лагерях для военнопленных. Фашисты прекрасно понимали, что скоро окажутся в окружении советских солдат.
10 февраля, 1943 год. Перед тем как отступить, оккупанты подожгли здание гестапо. В его подвалах держали около 300 арестованных. В здании заложили мины, их взрывы и быстро распространившийся пожар сделали спасение пленных невозможным. Из огня удалось вырваться только одному мужчине, который не смог выжить из-за полученных ран и ожогов.
12 февраля 1943 года советские войска освободили столицу Кубани. Навсегда для Краснодара закончились эти страшные, чудовищные шесть месяцев. Навсегда остались на страницах истории эти 186 чёрных дней.