В этом году сборная России стала лучшей на Европейской математической олимпиаде для девочек. Мы поговорили с участницей сборной Таисией Коротченко о математике, олимпиаде и школьной жизни.
Как зарождался интерес к математике
— Я начала активно заниматься математикой в 5 классе. До этого даже не могла подумать, что буду как-то связана с ней. В конце учебного года взяла перерыв. Серьезно заинтересовалась и начала заниматься математикой уже где-то в седьмом классе. Я записалась в математический кружок и заметила, что у меня получается. Мне не надо было напрягаться, чтобы решать задачи, которые нам задавали в кружке. Летом я ездила в математический лагерь. Там мотивировал рейтинг. Хотелось стать первой. Сейчас мне сложно представить, что я могла никогда не начать увлекаться математикой, — рассказывает Таисия.
Во время разговора с Таисией мне было интересно слышать о любви к математике, но до сих пор оставалось загадкой: зачем она в жизни, если только не решать задачки? Таисия объяснила мне, что математика помогает здраво и логично оценивать какие-то вещи, делать выводы. А уже эта логика помогает конкретнее доносить свои мысли.
— Существует стереотип, что у каждого человека определенный склад ума. Как ты думаешь твой успех заключается в том, что ты — «технарь», или это — кропотливый труд? — поинтересовался я.
Таисия предположила, что до какого-то уровня можно подняться как благодаря труду, так и тому, что ты «технарь». Но выше невозможно продвинуться, если не оба фактора вместе. Недостаточно чего-то одного.
— Чтобы справиться именно со школьными задачами, можно просто выучить алгоритм их решения. В школе почти по каждой задаче сразу понятен план ее решения. Так что только учиться и учиться, решать аналогичные задачи, — посоветовала мне Таисия.
На вопрос о том, сколько времени она сама тратит на математику, Таисия ответила, что в среднем уделяет предмету 3 часа в день.
Безусловно, я не мог не поинтересоваться школьной жизнью Таисии. Девушка не занимается с репетитором, но если возникают трудности, то ей всегда помогает школьный преподаватель.
— Приходится ли тебе «жертвовать» другими предметами, чтобы, например, готовиться к олимпиадам?
— Да. Причем многими. Но я стараюсь в целом оставаться по всем предметам на среднем уровне. Кроме химии у меня, пожалуй, получается. А вот ее учить надо, у меня нет на это времени. Также проблемы возникают с физикой, когда много пропускаю, но я обычно быстро догоняю программу.
Таисии не приходится скучать на уроках математики. Если девушка все понимает, то учитель разрешает ей решать свои задачи.
— Как отреагировали твои учителя и одноклассники на твою победу в олимпиаде?
— Меня очень много людей поздравили. Но сама я недовольна результатом. В кружке тоже никто не считает, что я хорошо выступила. Можно было и лучше.
— А чем именно ты недовольна? – удивился я, - у тебя были какие-то ошибки?
Девушка объяснила, что за последнюю задачу она получила 0 баллов. Она решила её, но не успела записать. Это делает результат еще более обидным.
Таисия рассказала: «Золото ещё не значит, что человек решил все задачи. Просто большинство других участниц выступило хуже. К сожалению, на олимпиадах для девочек небольшая конкуренция в мире. Так что стоит бороться не за место, а за свои баллы»..
— В этом году олимпиада проходила в онлайн режиме, расскажи об это подробнее. Была ли у участников возможность списать?
— Да, была. За нами был некий контроль, но, если захотеть, его несложно избежать. То есть за нами не следили всю олимпиаду. Но я уверена, что все участницы из России писали честно. Про других не знаю. Просто совершенно нет смысла списывать, потому что, опять же, на этой олимпиаде ты больше соревнуешьсяс собой. Да и за нее нет каких-то наград, как за Всероссийскую олимпиаду школьников, например. Вот ВОШ было бы невозможно провести в таком формате, это точно.
— То есть за победу в олимпиаде не будет никаких преимуществ при поступлении в высшие учебные заведения?
— В российские точно нет. Вот призерство на ВОШ даёт право на поступление без вступительных испытаний. А чтобы попасть на Европейскую олимпиаду необходимо быть призером Всероссийской Олимпиады. Так что этот вопрос никого из нас уже не волнует. Про заграничные вузы точно не знаю, но думаю, что эта олимпиада не повлияет.
— Волновалась ли ты? Если да, то как боролась с волнением во время олимпиады?
— Да, волновалась, особенно во второй день. Пыталась убедить себя в том, что решаю задачи, по сути, для себя и надо получать удовольствие, а не переживать.
— Давай вернемся к результатам. Твои первые эмоции, когда ты узнала о победе? Как отреагировали родители?
— Родители очень радовались, я никак не отреагировала. Потому что видела свой результат еще сразу после олимпиады: баллы были мне прекрасно известны. Результат меня расстроил, хотя в это трудно поверить, наверное. Сначала пыталась объяснять людям, которые меня поздравляли, что я выступила не на максимум своих возможностей, потом устала и просто благодарила за поздравления.
Таисия еще точно не определилась куда будет поступать, но уверена что математика ей понадобится. Девушка рассматривает факультет математики и компьютерных наук СПбГУ.
—А где ты видишь себя через 10 лет, в 2030 году?
— Через 10 лет мне будет 25. Я бы хотела преподавать в кружке, в котором сейчас занимаюсь. Мне кажется, что это очень классно учить кого-то тому, что ты хорошо умеешь делать. Какой будет моя основная работа я еще совсем не решила. Думаю, что это будет как-то связано с математикой. Мне слишком нравится решать задачи, чтобы через несколько лет бросить это дело.
В завершении интервью Таисия пожелала всем читателям верить в свои силы: «Если бы никто из окружающих меня людей не верил в меня, я не добилась бы ничего. Это очень важно, мне кажется. Поэтому обязательно верьте в близких людей! И в себя тоже».