В России 21 мая отмечается День полярника. Этот праздник появился совсем недавно, и многие не подозревают о его существовании.
Я задала несколько вопросов специалисту, который выполнял научно-исследовательские работы на Чукотке, Колыме, полуострове Таймыр, архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, Кольском полуострове. Он зимовал на арктическом острове Врангеля. Трудился в Антарктиде на станции «Прогресс», зимовал на антарктической станции «Беллинсгаузен». Этого человека зовут Александр Александрович Краснов.

— Мне всегда была близка полевая и полярная романтика. Однажды к нам в школу пришел специалист по профориентации. Он спросил, кто кем хочет стать. Я ответил: «Хочу работать и путешествовать с рюкзаком за плечами, изучать и исследовать дальние регионы, делать что-то полезное». Это могло прозвучать наивно, однако никто из моего класса не засмеялся. Все понимали, что я говорил всерьез. Я поступил на географический факультет РГПУ им. Герцена. На старших курсах университета заинтересовался полярными исследованиями, стал писать диплом по этой тематике. Поступил в аспирантуру и отправился в свою первую экспедицию.
Профессии полярник не существует. Есть различные специалисты, которые постоянно живут и работают в полярных регионах. На станциях и в экспедициях выполняются исследования в разных областях науки, от физики атмосферы до геологических работ. Область моих научных интересов — океанология и гидрология.
Условно, в работе было три составляющих: спутниковый мониторинг, ледовые работы, наблюдения и океанологические исследования. Основная задача океанолога — получение информации о развитии ледовых и океанологических процессов в антарктической прибрежной зоне.
— Общаюсь, но не так часто, как хотелось бы. Это зависит от формата работы, места и организации. Например: в Арктике во время полевых работ, на полевую партию дается спутниковый телефон. Телефон необходим для решения рабочих вопросов и экстренной связи. Позвонить и сообщить родственниками «со мной всё в порядке», конечно, можно, но не часто и не долго, обычно раз в неделю на две-три минуты. Иная ситуация в Антарктиде. На российских антарктических станциях есть интернет. Это не тот скоростной интернет, к которому мы привыкли в городе, а медленный и не всегда стабильный. Но для электронной почты, несложного поиска информации и проверке соц. сетей вполне хватает. Можно написать близким и поздравить с праздниками, и даже фотографию прикрепить. По сути получается поддерживать связь онлайн и по спутниковому телефону.

— Мне часто приходилось встречаться с белыми медведями на Чукотке, Таймыре и Новой Земле. В половине случаев это были неприятные и опасные встречи. Медведи лезли в окно, выламывали двери, портили технику и оборудование, а также пытались напасть. Особо запомнились медведи на Новой Земле, на мысе Желания. Наш день начинался так: сначала нужно было отогнать белых медведей от дома, а потом приступать к работе. Самый лучший способ отпугнуть зверя — использовать оружие. Белый медведь занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу России — убивать его нельзя. Но предупредить с помощью сигнальных патронов можно. Обычно это срабатывает. Однако в нашей ситуации медведи не понимали, что такое сигнал. Когда мы стреляли из ракетницы, они бежали за горящим патроном и смотрели, что это такое. Звук и эффект выстрела совершенно не пугал их. Во-первых, эти медведи, очевидно, не видели никогда людей и оружия, во-вторых, они голодали. Голодный медведь — самый опасный, и это проблема. Дружить с дикими животными невозможно. Хотя бывает, что некоторые звери пользуются присутствием человека. Например: песец будет искать возможность стащить что-либо с вашего продуктового склада. Если найдет, то обязательно украдет. В Антарктиде пингвины часто первые подходят к человеку, внимательно смотрят, что-то кричат, убеждаются: «этот не наш» и проходят мимо.

Каждая суббота — банный день, можно погреться в сауне.
Нередко люди целенаправленно говорят «крайний» или «заключительный» вместо слова «последний». Я тоже так иногда говорю, хотя не суеверный.
— Акклиматизация у всех проходит по-разному, у кого-то совсем незаметно, а кто-то не может заснуть во время полярного дня. Сложности с акклиматизацией и адаптацией часто возникают, если произошла резкая смена условий. Например: два дня назад вы были в Санкт-Петербурге, а сейчас прилетели в Арктику или на Чукотку. Смена часовых поясов, изменение продолжительности светового дня, новые погодные условия, еда и состав воды, высота, содержание кислорода в воздухе, влажность — организму нужно время, чтобы приспособиться к новым условиям. На мой взгляд, если человек уже работал в подобных условиях, то адаптация пройдет быстрее и легче, но конечно всё очень индивидуально. Мне пока везет, акклиматизация проходит совершенно незаметно.

В Инстаграме у Александра также можно найти много красочных фотографий с экспедиций: https://www.instagram.com/polar.now/