Если вам интересно, какая суперсила была у карельских девушек, как называли северного тамаду, и причем тут вообще медведь? Тогда нам по пути!
Карелия — уединенный край на берегу Белого моря. Можно долго рассказывать о нашей природе: о хвойных лесах, «бараньих лбах» (т.е. скалах) и топких болотах, но люди здесь куда интереснее. Вся жизнь карел 150-200 лет назад строилась на обрядах и правилах, которые представляли собой смесь из языческих и славянских традиций. Свадьба же была одним из главных событий в жизни северянина. Она превращалась в многодневное действо, подчиняющееся своим, особым законам.
Длинный путь к семейному счастью
Все начиналось на бесёдах — этакой версии «Давай поженимся». Все свободные ребята, старше четырнадцати лет собирались, пели песни, танцевали, а девушки показывали свое шитье: «Смотрите, мол, какая я мастерица!». Но успех среди парней зависел не только от хозяйственности, красоты и богатства невесты.
Карельская бесёда
Карелы верили в лемби — некую силу, способную притягивать противоположный пол. Как бы хороша ни была девушка, если у нее низкий лемби, то статус «вечной девки» ей обеспечен. Существовали даже ритуалы, повышающие эту силу притяжения. Кстати лемби есть и у мужчин, но про них обычно говорили: «Лемби парня поднято в любое время». Немного обидно, правда?
Но уж если неведомая сила притягивала юношу к девушке, то начинался длинный свадебный ритуал. Для начала, жених шел к колдуну, которого в Карелии звали патьвашка, тейдоника или клетникка. Патьвашка, честно говоря, фигура более важная, чем молодожены. Он руководил всей церемонией, а движению его ольхового посоха повиновались не только буйные гости, но и духи.
А после сватовства, осмотра родительских домов, девичника в бане и длительного (иногда более десяти дней) застолья, начиналась суровая семейная жизнь. Если до свадьбы девушку звали княгиней, то после снохой. Вот так заканчивалась сказка, и начиналась быль.
Патьвашка совершает обряд защиты молодых от злых духов
«Медвежья свадьба»
А что делать, если жених — огромное животное? Нет, я не мужененавистница: в Карелии существовал обряд «медвежьей свадьбы». У финно-угров медведь был не только божеством и прародителем, но и первыми «живыми консервами». Охота на него превращалась в праздник.
Патьвашка (куда ж без него?) раскрашивал охотников, чтобы зверь не запомнил лиц своих обидчиков; он же заговаривал оружие и благословлял зверобоев. Кстати, в день охоты мишке давали множество имен: Отто, медоволапый, лесной брат и другие. Все потому, что называть зверя «медведем» было плохой приметой. А жестокого убийства так и не происходило (по крайней мере, это так не называлось). Косолапый сам сдавался, чтобы пойти в гости к людям. И вот тут начиналась свадьба.
В дом тушу, конечно, не заносили: сооружали символ, обтянутый шкурой. Этот символ усаживали на самое почетное место за столом, подносили угощение и женили на самой красивой девушке в деревне. Красавица-жена ночевала на печи со своим лесным мужем, а на утро провожала его на вечный покой к хозяину леса Тапио.
Существует и менее праздничная, но не менее интересная версия «Медвежьей свадьбы»: девушки, умершие незамужними, считались самыми опасными для живых людей, так как злые духи овладевали их телами. Чтобы обезвредить этих духов, девушку венчали с «лесным» женихом: на палец усопшей надевали кольцо, а рядом клали медвежьи лапы.
Кстати, эти ритуалы до сих пор живы в Карелии, пусть и в качестве туристического аттракциона. Приезжайте в гости, знакомьтесь поближе с древними северными обычаями. Terveh! До встречи!
Театрализованный обряд медвежьей свадьбы
О своей малой Родине рассказывает Вероника Ясюкевич, школа №1, г. Кондопоги