Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

историяЕГЭ 2018увлеченияолимпиадыИТМОМинистр образованиялицей 393ВУЗаккредитацияНа практику — в ПУ!Концертличный опытдистанционное обучениеКаталог вузовмузыкаВКонтактекем бытьШкола 2 БерезовкаспектакльКем быть?как прошли ЕГЭ-2018РособрнадзорПроекторияэкзаменчто посмотретьКаталог профессийМного платятВостребованныелицензиякуда сходить в выходныеРостов-на-Донууниверситетсоветы психологаисследованиеИгра престоловволонтерствоподготовка к ЕГЭпутешествиякиноВШЭвыставкаКуда сходитьСПбГУсоветымедиацентр РакурсинтервьюшколалитературарецензияОльга ВасильевафизикаСочинениеинформатикакуда поступатьМГУприемная кампанияАлые парусарейтинг вузовОГЭМинистерство образованияработалайфхакЛучшее на Стенеподготовка к ЕГЭвсё о поступлении 2019итоговое сочинениеобразованиеподготовка к ОГЭкуда пойти учитьсяфестивальВыходные75 лет ПобедыкнигиЛето в городах РоссиирейтингИван Трояноввыпускнойегэ 2017олимпиадастудия журналистики Калининского р-наэкзаменыкаталог сочиненийвузыВсероссийские открытые урокипабликаторУчительрусский языкДевятиклассникамкарантинКак сдать ЕГЭДля гуманитариевпоступлениепрофориентацияШкола 151Новыегимназия 19 ОрелАкадемическая гимназия 56Новый годопрос
Отмена оценок - реальный вариант школьной реформы?

Отмена оценок - реальный вариант школьной реформы?

Материал подготовила Вероника Минченко, юнкор Школы репортёра Центра детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска.

25.05.2020 | Пять углов
Просмотры
221

Давайте подумаем, какой из двух вариантов скажется позитивнее на учениках школ: очередное усложнение программы и экзаменов или, допустим, отмена привычных для нас отметок?

В первом случае, сделав итоговые контрольные работы труднее, а программу более сжатой, мы получим серьёзный, стремительно истощающий организм стресс, ведущий к появлению обиды, злобы, даже ненависти, оплетающей душу ученика. Самый настоящий вред ментальному и физическому здоровью. Это может привести к удручающим, даже жутким последствиям, причём не только для самого школьника.

Альтернативой может выступить одна любопытная практика - искоренение оценивания знаний путём «отметок». Вместо них будет составляться полноценная словесная характеристика, содержащая подробную информацию о способностях ученика, его сильных и слабых сторонах. Такой вариант уже успели опробовать некоторые учебные учреждения, к примеру, московская вальдорфская школа имени А. Пинского, чья педагогика, правда, имеет ещё одну специфическую черту: она основана на антропософских представлениях, то есть, на религиозно-мистическом учении. 

Имеется и другое подобное место в Москве без уклонов в какие-либо необычные учения, однако также разрушающее привычные стандарты. Это «Школа самоопределения» № 734 имени А. Тубельского, где ученикам предоставляют возможность участвовать в управлении школой, самостоятельно определять для себя образовательную программу и, самое главное, там стремятся отказаться от отметок. Как говорил директор «Школы самоопределения» Александр Наумович Тубельский, они попросту неэффективны ввиду того, что банально не отражают все тонкости проделанной школьником работы и его отношение к ней. За рубежом тоже есть образовательные организации, использующие данную методику. Частная школа Илона Маска, «Ad Astra», основанная на базе SpaceX, относится к ним. Никаких оценок и уникальная учебная программа, затрагивающая, по большей части, программирование и инженерию.

Система оценивания во многих странах в принципе отлична от нашей, пятибалльной. В Америке используются буквы: так, «A» обозначает очень хороший результат, а «F» – полный «провал». Во Франции двадцатибалльная шкала, в украинских школах – двенадцатибалльная. Более близка к отмене отметок Великобритания, потому что там часто используют словесную характеристику результатов ученика. Нет информации о странах, вообще не использующих стандартный метод оценивания, хоть он и демонстрирует неприятную тенденцию уменьшения интереса к получению новых знаний. Ребята больше заинтересованы в получении хорошей оценки.

В Америке вместо цифр используются буквы: «A» обозначает очень хороший результат, а «F» – полный «провал».

Увы, переход на новую систему оценивания достижений обучающихся – процесс сложный, долгий. Для успешной его реализации необходимо в целом реформировать систему образования. Ученики школ без отметок также сдают важные для их дальнейшего карьерного роста обычные экзамены, слишком слабо распространен этой подход. Однако стоит задуматься над представленной альтернативой всерьёз. Ведь постоянный стресс, сопровождающий большинство учеников, снизится, а то и вовсе исчезнет, раскрывая тонущий в нём потенциал. Конечно, огромную роль здесь играют учителя, им нужно грамотно находить подход к каждому школьнику, поставить себя в равное со своими подопечными юными умами положение. Если ребята перестанут воспринимать школу как тюрьму, желания учиться у них найдётся куда больше. Они будут ходить туда, зная, что впереди только интересные задания, разговоры и обмен знаниями с умными людьми, способными заинтересовать, показать предмет так, что им легко проникнуться.

Получение знаний станет объектом любви и вдохновения. Поэтому важно не только убрать отметки, заменяя их на нечто более содержательно, но и изменить подход к обучению, сделать его более активным, увеличить количество практики.
Полагаю, с учётом изменений, происходящих в нашем обществе, в ближайшем будущем школа должна стать именно такой. В дальнейшем можно стремиться создать способ преподавать нужные предметы сразу, с самого начала обучения. Вероятно, за счёт специального тестирования: ориентируясь на предрасположенность ребёнка к определённой деятельности и учитывая вариации её развития, можно составить нужную учебную программу, благодаря расшифровке психологических алгоритмов. То есть, нам понадобиться развивать различные профориентационные программы, которые стоит применять уже сейчас как можно раньше, желательно с младшего подросткового возраста, ибо данный период является стартом формирования волевых процессов и мотивации достижения каких-либо личных результатов, постепенно раскрывающим критическое восприятие собственных возможностей и желаний. Так как интересы довольно изменчивы, важно всегда оставлять возможность попробовать изучать другие предметы, иной направленности. Пусть в школах будут учителя, с которыми можно провести пробные занятия, потом выполнить контрольную работу и получить свою характеристику. Вот такая любопытнейшая альтернатива. Ведь всяко будет лучше, учись мы без бешеного стресса в школах.

Опрос: «Как вы относитесь к отмене отметок в школах? Что, если заменить их на словесную характеристику обучающегося?»


Юлия Малыхина, учитель, Москва:

- Словесные характеристики – это описание компетенций, которыми владет ученик. Такую работу обычно ведет тьютор (сопровождающий образовательного процесса), можно завести портфолио ученика и собирать эти сведения. Но любое освоение материала предусматривает какой-то конечный результат. Оценка в школе – это и есть эквивалент своего рода этого результата. Я считаю, что можно усовершенствовать систему оценивания, но не отказываться от нее.

Егор Савинов, ученик, Муром:

- Я не могу однозначно ответить. С одной стороны это звучит очень интересно, совершенно другой взгляд на систему оценивания. Как мне кажется, это не сильно что-то поменяет: учителя наверняка также будут ставить оценки по определённой шкале с какими-нибудь комментариями, а дети об этом просто не будут знать. Этим можно сберечь детей от негатива, который постигает их, когда они получают плохие отметки, но в то же время лишает радости, потому что, к примеру, маленький ребёнок не прочь похвастаться, а может даже и порадовать своих родителей хорошей оценкой. Это будет очень интересный опыт, но как бы грустно или радостно не звучало, вряд ли кому-то нужны подобные сложности. Поставить «цифорку» намного проще.

Аделина Гоняева, ученица, Магнитогорск: 
- Я считаю, что отметки пагубно влияют на учеников. Из-за них возникает вечная тревога и страх получить неудовлетворительную оценку. Кроме того, они не всегда объективно отражают знания обучающегося.

Дмитрий Петров, ученик, Магнитогорск:

- Без отметок шикарно было бы. По крайней мере, они сильно «блокируют» лично моё обучение. Конечно, с этим будет связано много проблем, например, поступление в вуз. Это невыгодно, тяжело и сложно. Но я бы пожил в мире без каких-либо категорий и оценок.

Екатерина Асылгужина, учитель, Магнитогорск:

- К идее отмены отметок в школах отношусь, вероятнее всего, отрицательно. Оценки помогают и преподавателям, и обучающимся. Преподаватель с помощью оценок может анализировать знания и учитывать пробелы, обучающиеся же стремятся получать как можно более высокую оценку своих знаний. В случае отмены оценочной системы преподаватели не смогут контролировать успешность усваиваемых знаний, а обучающиеся будут меньше стремиться получать хорошие оценки и готовиться к урокам.

Кристина Вальковская, ученица, Магнитогорск:

- Я считаю, что замена отметок на полную характеристику обучающегося – это возможность дать ученику правильную мотивацию и выбор собственной цели. На данный момент многие школьники стремятся получить высокую оценку, но не думают об уровне собственных знаний. Если отменить отметки, обучающиеся скорее начнут думать об уровне собственных знаний в изучении того или иного предмета, а так же для чего им этот предмет необходим.

Иван Резнов, студент, Санкт-Петербург:

-Думаю, это было бы неплохой идеей. Если она проверена и дала положительные результаты неоднократно, то она имеет место быть в нашей системе. Только нужно как-нибудь давать ученикам понять об их текущей характеристике и о возможностях её исправить, если она как-то подпорчена.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать