Существует мнение, что современные подростки отдалились от понимания высокого искусства и предпочитают литературе и театру игры в компьютере. Мы решили выяснить, справедливо ли это.
Опрос в социальных сетях среди 50 подростков 13-18 лет показал, что 75% респондентов посещают постановки произведений из школьной программы. Причем 8% из них ходят на спектакли по собственному решению, а остальные 92% — с организованными школой группами. 19% опрошенных посещали более пяти постановок.
Какие постановки наиболее популярны среди подростков?
По результатам опроса список достаточно разнообразен: начиная с «Недоросля» Фонвизина и заканчивая «Тихим Доном» Шолохова. Но чаще всего упоминались такие произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума» и «Ревизор».

Почему школьникам это интересно?
Некоторые посещают спектакли с практической целью: освежить произведение в памяти или закрепить прочитанное. Есть же любители эстетики театрального искусства, которые хотят увидеть то, что представляли в воображении, или же просто насладиться прекрасной работой актёров и режиссера. Более 85% ответов объединяет мнение, что театральные постановки приносят немало пользы.
«Театр помогает мыслить более обширно, заставляет взглянуть на произведение с другой стороны», — поделилась Екатерина Реуцкая.
«Хорошая постановка — это когда произведение оживает перед тобой, когда на 2-3 часа ты становишься частью произведения, будто наблюдаешь со стороны. Только до ужаса не люблю постановки классических произведений в современной интерпретации: в них либо искажён смысл, либо заново переписана пьеса, что вредит идее произведения», — считает Анастасия Шереметьева.
«Я люблю искусство. Когда я нахожусь в театре (а особенно прекрасно, если это балет), в первую очередь обращаю внимание на сюжет, идею, элементы танца, на композиционный строй, игру актёров и их эмоции. Я увлекаюсь ещё и кинорежиссурой. Спектакли помогают посмотреть на сюжет под другим углом, что развивает воображение. А это важно», — комментирует Виолетта Герасименко.
«На мой взгляд, при просмотре спектаклей произведения запоминаются намного лучше, чем при прочтении. Благодаря яркой актерской игре в памяти остаются важные фрагменты», - утверждает Дарья Корытько.
Что мешает подросткам посещать спектакли?
Некоторые участники опроса не посещают спектакли из-за лени. Ксения Сухоленко объяснила причину так: «Окружающие меня люди не очень интересуются этим, а следственно, и мою голову не так часто посещает мысль посмотреть какую-либо постановку». Есть и те, которые живут в маленьких городах, где нет театров. В качестве альтернативы некоторые любители театрального искусства смотрят спектакли в интернете, однако это не равносильная замена.
16% опрошенных уверенно утверждают, что могут. Остальные же либо категорично отрицают такую возможность, либо считают, что спектакли могут лишь частично заменить прочтение пьес.
«Заменить однозначно не могут, многие детали на сцене оказываются упущены, а сценический образ актёров часто не соответствует книжному описанию. Однако, в качестве оживления в сознании уже прочитанного произведения — идеальный вариант», — считает Екатерина Горелова.
«Я думаю, спектакли могут заменить прочтение пьесы в очень редких случаях. Поскольку постановка — это, прежде всего, отражение взглядов режиссёра. Смотря спектакль, мы сможем углубиться в содержание текста, понять мысль, которую до нас хотел донести автор произведения. Но в целом содержание постановки не всегда соответствует содержанию пьесы», — комментирует Ксения Сухоленко.
«Думаю, нет. Книга — это книга, а спектакль — это спектакль. Книга дает возможность фантазировать и анализировать, спектакль помогает чувствовать героев, ведь их мы видим наяву», — считает Алина Лешкова.
«Если спектакль хорош, то почему бы и нет. Есть особое удовольствие сравнивать первоисточник и постановку, находить отсылки и предугадывать действия», - утверждает Кристина Холоша.
Результаты опроса не только разрушают миф, что подростки не увлекаются театральным искусством и литературой, но и убеждают, что большинство из них заинтересованы в глубоком изучении произведений из школьной программы.