Обычный школьный день. Четверг. 14.30. Последний урок, литература, подошёл к концу. Все ребята, в том числе и я, выдохнули и с облегчением захлопнули тетради. Казалось, что мы сейчас будем сидеть перед компьютером и играть в любимые игры, общаться в соцсети или потягивать ароматный чаек. Однако нас не отпустили домой. В класс вдруг зашла завуч и сказала, чтобы мы шли наверх. Выходим из класса и, ускоряя шаг, бежим по лестнице.
Через пару секунд мы были уже на четвертом этаже. Заходим в актовый зал и попадаем на урок по профориентации. Школу посетили студенты факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградского Государственного Социально-Педагогического Университета. Они пришли к нам с презентацией своего факультета. Для нас это было важным уроком, поскольку поступление для 10-11 класса уже близко, а значит нужно определяться с профессией. А чем больше мы знакомимся с разными специальностями, тем лучше. Может и среди этих профессией нам какая-нибудь «приглянется». И главное, что это предлагает один из ведущих волгоградских вузов. Так что будем слушать внимательно.
История и профессии
Факультет социальной и коррекционной педагогики, или сокращенно, СКП, был создан 1 сентября 2004 года. Он включает в себя 2 кафедры: специальная педагогика и психология и социальная педагогика. Он готовит бакалавров по профилю: дошкольная дефектология, социальная психология, сурдопедагогика, логопедия, психология и социальная педагогика. Чтобы поступить на факультет, нужно сдать ЕГЭ по трем предметам: биология, обществознание и русский язык.
Сурдопедагог — помогает глухим людям, которые не слышат свою речь, поэтому не говорят. Сурдопедагог научит говорить даже глухого с помощью речи жестов и дактилологии.
Дошкольный дефектолог — первый специалист, который помогает ребенку. Во многом от его работы зависит будущее детей с особенностями развития.
Психолог и социальный педагог - готов помочь семье, в которой происходят серьезные конфликты.
Эти профессии на сегодняшний день являются очень востребованными, поскольку количество детей с проблемами со здоровьем растет. А СКП готовит тех, кто поможет этим детям дышать полной грудью. Отмечу, что у этих профессий есть преимущество.
Время работы у них всего 4 часа в день. Представляете? То есть и работать, и отдыхать успеваете.
Как и любой факультет, СКП позволяет реализовать свои творческих способности. Студенты участвуют во всевозможных конкурсах и мероприятиях. Также есть возможность принять участие в волонтерском или театральном движениях, благотворительных акциях.
Еще, как и в любой вуз, на СКП заглядывают гости. Недавно его посетил Александр Васильевич Суворов, профессор Московского вуза, доктор психологических наук. Он пришел со своим авторским мастер-классом по дактилологии.
Еще на факультете активно развивается спортивное движение. Сейчас в распоряжении студентов 7 спортзалов, стадион с беговыми дорожками, теннисный корт, бассейн. На базе учебно-спортивного центра ВГСПУ проводятся чемпионаты России по настольному теннису, баскетболу, футболу, легкой атлетики и другим видам спорта.
Когда на слайде презентации, которую подготовили ребята, всплыла традиционная надпись «Спасибо за внимание!», для нас настала самая интересная часть — мастер-классы. Мы увидели работу тех профессий, о которых нам рассказывали ребята.
Один из мастер-классов назывался «Стань слепым на 3 минуты». Нам завязывали глаза, и в течение 3 минут мы должны были пройтись по залу и вернуться на место. Я решил попробовать, поскольку для меня было интересно поставить себя на место тех, кто ходит с тросточкой или с собакой-поводырем. Но, вместо этого, со мной был сопровождающий. И вот на моих глазах завязывается повязка. И сразу же возникают вопросы. А где все? Где тот актовый зал, в котором я нахожусь? Ответ прост. Я встал на место слепых, встал в их ряды. Они ничего не видят.
Но самое страшное в данной ситуации — это двигаться. Я с трудом различал, куда иду и что вокруг меня. Воспоминания очертаний актового зала мало помогали. Точнее, вообще не помогали. Единственное, что спасало — это верный сопровождающий, который видел то, что не видел я. Мы дошли до белой стены, развернулись, прошли к сцене, поднялись и спустились. Все это время мои одноклассники кричали: «Марк, прыгай! Марк, прыгай!» Но было понятно, что если я сейчас прыгну, то скорее всего без травм не обойдется. И вот тут я понял, что испытывают люди, которые не видят. Ведь 90% информации мы получаем с помощью зрения. И если у нас его отнять, то вся жизнь превратится в страх.
Три… Два… Один…
«Время!» — вдруг сказала студентка, которая засекла время. В этот момент мы уже вернулись на места. Я выдохнул. Наконец, три страшные минуты прошли, и страшная повязка слетела с глаз. Боже мой, я ослеп от солнечного света, который был в окнах. Но был счастлив, потому что это упражнение закончилось.
Следующий мастер-класс был по дактилологии. С помощью наших пальцев мы смогли показать собственное имя. Например, моё имя будет показываться следующим образом: «М- 3 пальца вниз, А-кулачок, Р- 2 зажатых пальца, К- почти вся рука согнута, кроме 2 пальцев, которые идут после большого пальца». Теперь я знаю, как представиться немому человеку.
В конце урока профориентации нам показали клип от бывших студентов ВГСПУ, которые теперь работают по специальности. Из всех строчек, я бы выделил одну из них: «Каждый день и каждый час! Все зависит от нас». И это действительно так. Каждая минута жизни глухих и слепых детей зависит от них: логопедов, дефектологов и психологов. А со специалистами, они смогут ходить куда угодно, играть на детской площадке, дружить, жить обычной жизни -- мечта этих детей, которая зависит только от них.
После выступления я решил задать пару вопросов самому активному выступающему — Стасу.
— Я психолог для детей с ограниченными возможностями здоровья. Изначально я хотел поступать на психолога. Потом посмотрел, чем занимаются студенты на СКП и понял, что эта специальность тоже мне интересна. И для себя я решил, что все. Я буду поступать только сюда. И как видишь, я сделал для этого абсолютно все. Сейчас я на 4 курсе. Потом магистратура.
— Нет, нисколько. Мне очень нравится эта специальность. Нравится работать с детьми, помогать им. Ведь согласись, приятно, что ты кому-то спасаешь жизнь. Я не всегда хотел быть психологом, просто хотелось быть полезным. А потом, вдруг возник интерес к психологии, поскольку интересно заниматься с детьми, помогать им.
—Родители приходят со своими детьми, у которых существуют определенные проблемы со здоровьем: кто-то глухой, а кто-то умственно-отсталый. И этих детей я учу, так как определенный уровень работы с этими детьми я уже наработал.
Выйдя из актового зала, я сделал следующие выводы. К сожалению, таким детям, как слепые, глухие, глухонемые, нельзя вернуть зрение или слух. Однако, с помощью таких людей, как дефектологи или сурдопедагоги, они понимают окружающий мир. Студенты, которые сейчас учатся на факультете, в будущем будут творить великие дела. Помогать таким детям. И тогда на несколько счастливых детей на этой планете будет больше.