Современный человек живет очень расточительно и берет от планеты гораздо больше, чем требуется для удовлетворения базовых потребностей.
Только по данным Plastics Europe, объем выпуска пластика с 1954 года вырос в 180 раз. При этом мало кто задумывается, какой ценой достается комфортное существование человечества. Пластиковые пакеты, трубочки и целлофановые обертки мы используем как должное, не задумываясь, какой ущерб наше удобство наносит планете.
Из осознания, что ресурсы Земли ограничены, и родилось движение Zero Waste. Его философия призывает перейти от состояния безразличия, в котором мы нередко прибываем, к осознанному подходу ко всему, что попадает в дом. Движение пропагандирует покупку продуктов без упаковки или в упаковке, поддающейся вторичной переработке; отказ от одноразовой посуды, пластика; сортировку мусора и компостирование пищевых отходов.
В среднем, как сообщает сайт musorish.ru, один человек в России за год производит около 500 кг мусора. Гуру Zero Waste Беа Джонсон и Лорен Сингер утверждают что, при осознанном образе жизни вполне реально свести объем мусора за год (а то и за несколько лет) к маленькой баночке, сохранив при этом качество жизни. Но насколько это осуществимо в реальной жизни россиянина?
В России значительное количество бытовых отходов продолжает храниться на свалках. Борьба с мусором в стране — довольно медленный процесс из-за высоких затрат ресурсов и энергии. Мусор все еще отправляется на полигоны, которые оказывают катастрофическое влияние на окружающую среду. Площадь свалок на территории России, по данным musorish.ru, превышает 4 млн. гектаров, и с каждым годом эта цифра только растет.
Многие задаются вопросом «Что же делать обычному россиянину?». Конечно, можно присоединиться к «нулевому» движению, ограничить количество потребляемого пластика, обзавестись авоськами, холщовыми сумками, металлическими трубочками и другими многоразовыми предметами. А изменит ли это положение экологии всей страны? Об этом стоит задуматься. Начать с себя и агитировать других посредствам социальных сетей — это отличный путь решения проблемы, но на уровне целой страны он малоэффективен.
Численность населения России на 1 января 2019 года составляет 146 миллионов человек. Представим, что о движении zero waste, в лучшем случае, узнают 5 миллионов, присоединятся 2 миллиона, а всецело будут придерживаться тысяч 200. В масштабах всей страны этот оптимистический прогноз очень даже печален. Ведь не стоит забывать, что придерживаться стопроцентной ecolife — тяжелейшая задача, как в плане финансов, так и в плане удобства.
Представим, девочка пришла в кофейню и заказала напиток в свой многоразовый стакан, да ещё и скидку получила десятипроцентную от eco-friendly руководства заведения. Но в это же время по всей стране тысячи пластиковых стаканчиков летят в урну, а вслед за ними и трубочки, и целлофановые обертки. Если в урну — уже хорошо. Ведь многие, забывая об этом хранилище мусора, кидают отходы куда попало.
Чтобы добиться успеха в сфере экологии, действовать нужно не на уровне отдельных людей, а на уровне целого государства. Например, в Окленде, Малибу, Сиэтле и других городах полностью запретили использовать одноразовую посуду. Швеция, Дания, Нидерланды добились почти стопроцентной переработки отходов. И не только в пределах Евросоюза есть страны, заинтересованные в сохранении планеты, например, в Японии принят закон о поощрении эффективного использования ресурсов.
Только за счёт слаженной работы государства, медиа, бизнеса и общества можно достичь успеха в безотходном производстве и потреблении. Государство должно принимать законы, при которых вести неэкологический образ жизни и заниматься вредоносным производством будет просто невыгодно, медиа — освещать нововведения, бизнес — принимать политику государства, а потребитель — замыкать цепочку, поддерживая экобизнес и безотходное производство. Вот один из лучших путей развития для страны, заинтересованной в формировании экологически чистой среды и здорового общества.
