Практически каждый день человек задается вопросом: как добраться из пункта А в Б. Одни для этого выбирают автобусы, трамваи, такси, другие — метро. Кто придумал подземный поезд? И почему в 2020 году это, давно обыденное средство передвижения, только набирает популярность, в чем его секрет? Давайте разбираться вместе.
Загадочное слово «метро»
Понятие «метрополитен» — условность. Им называют сеть подземных и внешних железных дорог. «Метрополитен» с французского переводится, как «столичный». Действительно, метро чаще строят в крупных городах насыщенных жизнью, это происходит неслучайно. Само предназначение «подземного города»: не мешать «жизни сверху», которая буквально бурлит в городах-миллионниках. Впервые метро появилось в конце XIX века в дождливом Лондоне. Оно, естественно, отличалось от сегодняшнего средства передвижения, однако для той поры уникальный подземный поезд был революционным скачком. Но на этом строительства и новые рекорды, не закончились.
Если старейшее метро — лондонское, то самое большое находится в Нью-Йорке. В «подземелье» этого города 468 станций — похожего в мире нет. Однако секрет популярности метрополитена кроется не только в экономии времени, дешевизны проезда и современности.
Креативность «подземных» архитекторов
Дизайнерские решения метро Дубая поражают. Подземка крупного нефтедобывающего города пропитана нестандартными идеями: на станции Khaleed bin Waleed вы увидите огромную медузу.
Нет, не настоящую, конечно, — люстра выполнена в виде медузы. Таким решением архитекторы не ограничились: они обыграли в дизайне станций четыре стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Иного мнения об интерьере придерживаются архитекторы Северной Кореи. Четкие границы и лаконичный стиль станций, выдержанный в консервативных мотивах, — отличительная черта этой страны. Кроме того, метрополитен Пхеньяна заслуженно носит титул «Самого глубокого” в мире. Практичность корейских архитекторов позволила переоборудовать бункеры под привлекательные станции, и метро «ожило».
Вы хотели бы побывать внутри диско шара? Если мы только что раскрыли вашу сумасшедшую мечту, то направляйтесь в гаосюнский метрополитен.
Красочный, витражный «купол света» на станции Formosa Boulevard не только не оставит вас равнодушными, но и заставит как минимум станцевать молодежный танец. На крошечных плитках из стекла изображены популярные среди архитекторов четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Поочередно над головами людей проносится то, на что можно смотреть вечно. Тысячи переливающихся плиток, напоминающих огромный калейдоскоп, поднимут настроение даже в самый ненастный день.
«Женская зона» или раздельные вагоны в метро
Задумывались ли вы о том, что вагоны подземного поезда, могут быть настоящим девичьим царством? Метрополитен Японии славится своими раздельным вагонами. Так, власти Японии придумали наклеивать большие розовые оповещения о «женской зоне». Однако в современном мире границы все чаще бывают размыты, поэтому в женских вагонах вы можете довольно часто наблюдать мужчин, которые зашли в него либо по ошибке, либо из интереса. Японки реагируют на это спокойно, в отличие от женщин из Алжира, Ирана и Индии. По законам раздельного метрополитена этих стран, дама вправе «поколотить» мужчину, который зашел не в свой вагон. Беспощадный, но действенный метод: кому захочется получать тумаков от сотни разъяренных женщин?
В гостях хорошо, а дома лучше
Быстрый и общедоступный транспорт стал распространяться по всему миру. После Лондона (1863) метро проникло в Нью-Йорк (1868), Будапешт (1896), Глазго (1896), затем Париж (1900) и охватывало новые страны и города. Россия тоже не отставала: первая станция была открыта 15 мая 1935 года в Москве. А сейчас у нас уже семь метрополитенов: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани.
Кстати, если вы думаете, что стоимость проезда в метро у нас дороже, чем заграницей, то отвечаем: это не так. Начнем с самой старой подземной дороги. Отличительная черта лондонского метро — зоны, которые охватывают несколько станций. И цена зависит от того куда вы поедете. На туристических сайтах точка отсчета стоимости билета — 4,30 фунтов стерлингов, это 374 рубля. В Нью-Йорке зон нет и проезд немного дешевле. За одну поездку придется заплатить 3 доллара или 206 рублей. А вот в Париже снова появляются зоны, однако они намного проще, чем лондонские. Так вся столица Франции относится к первой области, а пригород уже разделен на свои участки, которые отличаются по цене. За одну поездку придется заплатить примерно 1,90 евро и это 149 рублей. Поэтому наши 57 рублей в Москве еще цветочки (в других российских городах стоимость ниже).
Кстати, побывав в столице нашей страны, люди жалуются на запутанность метрополитена. Поверьте, схема российской подземки считается самой легкой. Заблудиться в лондонском, нью-йоркском, парижском и токийском метро — как раз плюнуть. Только посмотрите на схему ниже. Здесь будет тяжело разобраться даже подземному королю.
В одном критерии наша подземка — точно двоечник. Да, да, это та самая «толкучка» в метро, и не только в час-пик. В Лондоне, например, существует очередь на поездки. Поясняем: когда поезд останавливается, несколько человек заходят в вагон, но не переполняют его, остальные жители спокойно ждут своего часа (да, даже если они спешат по делам или опаздывают на работу). Однако нашим другом по «толкучке» является токийское метро. В их метро даже работает специальный человек — осия, который заталкивает внутрь пассажиров.
Однако красота наших станций компенсирует недостаток в виде «толкучки». Ниже мы рассказываем про самые красивые российские станции метро.
Редактор Пабликатора, Дарья Куликова из Санкт- Петербурга, описала ту станцию, которая нравится ей:
— Самая красивая станция метро — «Маяковская». Там сделана восхитительная мозаика из красных и оранжевых «квадратиков». Мне настолько она нравится и нравилась в детстве, что я ее пыталась рисовать. Брала лист бумаги, все красные и оранжевые карандаши и пыталась изобразить что-то похожее. На входе, кстати, всех встречает портрет Маяковского, я не фанат этого поэта, а вот мозаика хороша.
Авторы Пабликатора рассказали нам о метро в своих городах. Например, Александра Швецова из Новосибирска:
— Моя любимая — станция «Красный проспект». Сложно сказать, что она современная (таких у нас нет), но самая душевная — точно. Здесь есть переход к другой станции, в нем выступают музыканты. Из-за строения коридора звук волшебно отражается и разносится по нему. Поэтому я люблю проходить там.
Есть у нас ребята из Москвы. Дарья Толстых поделилась рассказом о своей любимой станции:
— Очень нравится «Савеловская». Я перемещаюсь в основном в центре, т.е. по историческим станциям, а единственная новая, на которую попадаю, как раз она. «Савеловская» привлекает своим футуристично-минималистичным стилем и современными, быстрыми, а главное тихими поездами.
Одна из авторов этого материала, Влада Игнатьева, также рассказала о станции в родном городе, Казани:
— Татарские мотивы встречаются на каждой станции, но нравится именно «Проспект победы». Меня привлекает стиль минимализм, а здесь плафоны в виде «одуванчика» — выглядит загадочно.
Представляете, еще 157 лет назад никто даже не догадывался, что под землей будет построен целый город, а сейчас это вошло в нашу обыденную жизнь. Но годы идут, новые технологии буквально врываются в нашу жизнь и кто знает какие открытия ждут нас впереди.