Главное — нервы!
— В первую очередь я выделила по кодификатору
произведения, которые не читала. Распланировала, в какой очереди буду их
читать. Во время чтения оставляла закладки на страницах с важными
моментами (описание внешности героев, их сны, дуэли, монологи, размышления,
моменты, где герои проявляют себя).
Также я подписалась на несколько разных групп во «ВКонтакте» для подготовки к ЕГЭ. Они дают бесплатно информацию, иногда проводят вебинары.
Во время чтения произведений я выписывала информацию из этих групп. Например,
анализы героев, значение символов. В подобных группах существуют и опросы,
помогающие узнавать что-то новое, когда ты просто листаешь ленту.
Еще я завела тетрадь для задания, в котором
необходимо противопоставить или сопоставить разные произведения. Выписывала в
нее кратко сходства и отличия. Например,
идеальным и каноничным сопоставлением будет ряд произведений: «Недоросль» - «Гроза»
- «Отцы и дети».
В заданиях, в которых рассматриваются лирические произведения необходимо выписать все темы, которые могут попасться, а потом записать по 3-4 стихотворения на каждую. Лучше всего заучить некоторые строчки из произведения, которые наиболее ярко отражают его суть, их можно будет процитировать в своем ответе и получить дополнительные баллы.
Очень важным в подготовке является постоянная практика, вам необходимо хотя бы раз в неделю решать по одному варианту, ключевым является то, что ваши сочинения необходимо кому-то регулярно проверять и указывать вам на ваши ошибки, будь это ваш учитель или репетитор. Без постоянного опыта написания сочинений вы не сможете хорошо сдать экзамен, в каком-то смысле это механический навык, он должен нарабатываться со временем.
Хочу дать и общие советы по подготовке к сочинениям:
Цитируйте важные строки или ссылайтесь на момент («в эпизоде ..., герой поступает так-то…»), это позволяет эксперту, который видит ваше сочинение, понять, что вы знаете и понимаете произведение.
В сочинениях необходимо использовать шаблонные фразы, потому что сочинения должны строиться по жесткой структуре, примеры таких клише: «автор повествует/акцентирует внимание/описывает», «данная метафора/эпитет помогают нам увидеть…» это делает сочинение связанным.
Используйте терминологию, например: пейзаж, интерьер, художественная деталь. Список терминов прописан в кодификаторе экзамена..
Анализируйте средства художественной выразительности даже в прозе, это, как правило, помогает получить более высокий балл.
Анализируйте образы, как в лирике, так и в прозе, это помогает глубже понять суть отрывка и более четко выложить свои мысли.
Во время подготовки тесту я не стала уделять много внимания, потому что ради него стоит просто запомнить теоретические материалы, которые можно посмотреть в кодификаторе и просто выучить.
Не стоит себя сильно нагружать и пытаться писать огромные объемы сочинений и тестов.
Сохраняйте спокойствие и повторяйте материалы и теоретическую базу по вашим конспектам, записям.
Вспомните важные отрывки и цитаты из произведений, примеры для сопоставлений.
Уделите внимание тем заданиям, в которых вы неуверенны, перечитайте краткие содержания и анализы тех текстов, которые могли подзабыть
Не бойтесь получить тот самый «дурацкий вариант с «Кому на Руси жить хорошо»» (любым другим нелюбимым произведением). Чем больше вы накручиваете себя, тем меньше вы верите в свои силы, начинаете нервничать и внимательность снижается. А это никому не нужно. Если вы готовились в течение года, то сдача экзамена должна пройти успешно и вам не о чем волноваться. Настройтесь на отличную сдачу и хорошенько выспитесь перед экзаменом.