По мнению некоторых HR-специалистов, сейчас высшее образование ценится меньше, а большее внимание при приеме на работу уделяется опыту сотрудника, его личностным качествам и желанию развиваться в этой сфере. А вот дополнительное образование (или самообразование) набирает популярность, становясь неким трендом. Разбираемся: почему.
Предыстория: как развивалось самообразование?
Если во времена наших бабушек и дедушек, мам и пап самообразование как таковое существовало только в виде книг и документальных фильмов, то сегодня оно достигло пика своего разнообразия. Видео-курсы, марафоны, гайды, чек-листы, лекции и подкасты, книги, фильмы, интервью, TED – перечислять можно бесконечно. Причина развития возможностей образования проста: современный человек должен быть мобилен и обладать многими навыками. Мы живем в век, когда все стремительно меняется, поэтому невозможно прожить всю жизнь, не развиваясь и не получая новые знания.
Во времена наших родителей не было такого потока информации. Это не хорошо и не плохо. Это факт. С одной стороны, людям было проще ориентироваться среди открытий, новостей и изменений, а с другой стороны, получив образование, они не могли «прокачивать» свои навыки или менять сферу деятельности.
Разработка и продажа таких курсов – прибыльное дело. Присоединиться к онлайн-обучению могут многие люди вне зависимости от места жительства, возраста, социального положения и профессии. Нужно немного: определенная (обычно все-таки небольшая) сумма, выход в Интернет и желание развиваться.
Я расспросила Татьяну Старостенкову, выпускницу курса по олимпиадам, об опыте такого обучения. Вот, что она рассказала:
- В октябре прошлого года я готовилась к вузовским олимпиадам с помощью онлайн-курса «ЖуркаМурка». В нем было много полезных вебинаров, на которых я каждый раз узнавала что-то новое и интересное. Я сформировала хорошую основу для написания олимпиад. Итогом всех стараний стало моё прохождение во второй тур олимпиады РАНХиГС: на очном этапе я набрала 78 баллов!
Не менее активно развивается цифровая платформа «Нетология», на которой можно получить глубокие знания в разных сферах: от управления командой и организацией работы дома до дизайна и создания GIF-анимации. Несмотря на то, что на платформе есть ряд бесплатных курсов, после начала режима самоизоляции многие платные уроки также стали открыты для учеников.
Для тех, кто не хочет менять профессию или прокачивать навыки в ней, есть платформы и курсы, которые расскажут больше об окружающем мире, об истории и искусстве (и об истории искусства тоже), о самом человеке. Например, ютуб-канал «Простые мысли» регулярно выпускает короткие, но познавательные ролики, в которых рассказывает, почему возникает бессонница, как запоминать больше и какие профессии будут актуальны в ближайшее время.
Проект Арзамас представляет лекции об искусстве, предлагает интересные тесты об истории кино. Также, на этой платформе есть ряд “неожиданных” курсов, например, «Как читать книги по-новому» (состоит из 9 лекций) и спецпроекты («Путешествие Арзамаса в Тверскую область»).
Если же философия и искусство вам чужды, а душа лежит к точным наукам -- присмотритесь к HTML Academy. Здесь можно научиться верстать сайты и рассылки, прокачать свои навыки в архитектуре веб-сервисов и узнать больше о разработке серверов приложений. Хотите сэкономить время -- слушайте подкасты, например, The Big Beard Theory. В нем автор Антон Поздняков рассказывает о пилотируемой космонавтике, как построить квантовый компьютер и рассуждает, является ли Плутон планетой.
Тем, кто занимается дизайном, программирование или администрированием, будет полезен “Хабр”. Здесь публикуются лонгриды, из которых можно узнать о 8 трюках опытных программистов в Python или о том, сколько стоит сделать ролик об игре своими силами.
Ну а на YouTube также можно найти видеоуроки по программированию, строительству, ремонту техники, изготовлению мебели и получить реальные навыки, не выходя из дома.
Выходит, современные образовательные проекты расширяют кругозор людей, дают новые знания и практические навыки. Это позволяет людям развиваться, чувствовать себя вовлеченным в общественную жизнь, благодаря легкой навигации в потоке информации. Пока образование становится «трендом», образованные люди остаются «в тренде».