Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

ВУЗвыпускнойегэ 2017ОГЭинтервьюуниверситетгимназия 19 ОрелэкзаменыкнигиВостребованныесоветы психологаВсероссийские открытые урокикуда пойти учитьсяКаталог профессийОльга Васильеваспектакльэкзаменчто посмотретьИван ТрояновисторияМГУподготовка к ЕГЭрейтинг вузовМного платятличный опытсоветыопросКем быть?музыкаНовыефестивальСочинениеподготовка к ОГЭработаисследованиепрофориентациякаталог сочиненийфизикамедиацентр Ракурсрусский языкрецензияШкола 2 БерезовкаМинистр образованияКуда сходитьУчительВыходныеМинистерство образованиякуда поступатьшколаКак сдать ЕГЭДевятиклассникамвузыШкола 151всё о поступлении 2019Для гуманитариеволимпиадыЛето в городах РоссииолимпиадаволонтерствоСПбГУпоступлениеобразованиерейтингкинокуда сходить в выходныедистанционное обучениелитературакем бытьаккредитацияинформатикаЛучшее на СтенеИгра престоловКонцертитоговое сочинениеАкадемическая гимназия 56ВПРРособрнадзорприемная кампания75 лет ПобедыувлеченияпабликаторНовый годкарантинкак прошли ЕГЭ-2018Проекторияподготовка к ЕГЭлайфхаклицензияНа практику — в ПУ!выставкастудия журналистики Калининского р-налицей 393ИТМОРостов-на-ДонуВШЭКаталог вузовЕГЭ 2018Алые парусапутешествия
Уроки патриотизма и норматив добрых дел: чем может обернуться новый закон о воспитании?

Уроки патриотизма и норматив добрых дел: чем может обернуться новый закон о воспитании?

23.07.2020 | Пять углов
Просмотры
401

Этой весной мы пережили настоящий информационный бум на тему образования. Даже те, кто давно далек от школы, внезапно оказались в курсе проблем дистанционки, срыва выпускных и скандалов с ЕГЭ – об этом буквально кричали «из каждого утюга».

Пожалуй, можно сказать, что в условиях постоянно меняющихся решений властей все – и ученики, и родители, и учителя – сдали внеплановый экзамен на стрессоустойчивость. Но за всей этой новостной бурей практически незамеченным прошло решение, которое может иметь куда более серьезные последствия, чем усложненные КИМы и отмена обязательных экзаменов. Причем не только для жизней отдельных людей, но и для всей страны в целом.

Да-да, речь о законопроекте об обязательном патриотическом воспитании, который предполагает изменения федерального закона «Об образовании».

«Самый главный вопрос, не приведет ли данный законопроект к увеличению отчетности, созданию календарных планов»​​​, - заявил Сергей Кравцов.

Лучшие министерские умы бросились срочно разрабатывать программу, а нам оставалось только гадать, как именно чиновники планируют поставить на поток «формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку».

Закон вступит в силу уже с 1 сентября 2020, и в течение года школы должны будут привести свои образовательные программы в соответствие с новыми требованиями. Это оправданно вызвало тревогу и у учеников, которым сейчас не хватало только каких-нибудь обязательных уроков патриотизма с отметками «за любовь к Родине», и у учителей, которые действительно увлечены своей работой и воспринимают ее как призвание, а не формальный заработок.

И вот на прошлой неделе министр просвещения РФ Сергей Кравцов сделал очень показательное заявление, которое фактически разрушило все надежды на то, что воспитательная программа действительно будет работать за счет доверия, индивидуального подхода к ученикам, развития гражданственности и патриотизма через знание истории государства и умение мыслить.

«Самый главный вопрос, не приведет ли данный законопроект к увеличению отчетности, созданию календарных планов»​​​, - дословно заявил Сергей Кравцов. И успокоил: «Это не приведет».

Но министру не удалось успокоить педагогическую общественность. Так, лидер движения «Школа – наше дело», член исполкома партии «Новые люди», главный редактор ИД «Первое сентября» Артём Соловейчик опасается, что «воспитательные» поправки к Закону об образовании обернутся очередной педагогической трагедией:

На заседании комитета Госдумы по образованию и науке обсуждался вопрос роли школ в воспитании детей. Проанализировав порядка 400 школьных программ, чиновники пришли к выводу, что все они написаны «под копирку», а это значит, что педагоги напрочь отстранились от воспитания детей. Такое заявление не могло обойтись без рояля в кустах. Им оказалась примерная программа воспитания, основной мотив которой -  формирование «чувства патриотизма и гражданственности».

А вот вопросы финансирования формирования любви к Родине деликатно избегаются. Так что, судя по всему, воспитание останется недофинансированным. А педагогам, вместо реальной работы, придется заполнять новые бумажки и отчитываться, сколько детей полюбили Родину и какое количество бабушек школьники перевели через дорогу. Хоть чиновники и отказываются считать изменения дополнительной бюрократической нагрузкой для школы, однако совершенно очевидно, что программа станет предметом строгой отчетности.

В одночасье 1,2 миллиона педагогов по всей стране узнали, что, оказывается, они плохо выполняют свои обязанности. 

Педагог из Карелии Ольга П. в одном из пабликов в социальных сетях задается вопросом: «А разве были до сего дня другие базовые ценности? И мы не вели воспитательную работу?». 

Уссурийский педагог Галина Х. опасается, что благая цель обернется очередной показухой, которая не вызовет ничего, кроме отвращения: «Я понимаю, что эта работа важна, но не таким же образом, когда сверху насильственным путём продавливается. А уж про отчётность про ура-патриотизм даже думать не хочется».

«Воспитательную работу нужно строить не на ужесточении бюрократии, а на поддержке инициативы учителей. Мы будем добиваться изменений в законодательстве в этом направлении», - заявил Артём Соловейчик.
 


Удивительно, но чиновники ни словом не обмолвились о роли родителей в воспитании детей. Педагоги не скрывают, они встречали профнепригодных коллег, которых к ученикам на пушечный выстрел нельзя подпускать. Но гораздо чаще встречаются профнепригодные родители. А толковый воспитательный эффект может получиться только при полном взаимопонимании школы и семьи.

Даже сейчас, когда воспитательную функцию школы не успели бюрократизировать, педагоги массово сталкиваются со странной трактовкой своей роли в процессе воспитания. Учителей лишают стимулирующих выплат, выносят дисциплинарные взыскания и увольняют за проступки учащихся. 

Страшно представить, что будет, когда нормативы любви к Родине станут законом. Ведь уже сейчас учителей наказывают за детское воровство, драки, даже в ранних беременностях виноваты классные руководители!

На этом моменте можно было бы погрустить и пойти работать дальше, однако сюрпризы не заканчиваются. Школьников в рамках новой системы воспитания ждут «действительно интересные программы», а «блок экскурсий» будет усилен.

Но школьные экскурсии обложили жесткими ограничениями, по всей стране образовательные учреждения массово отказываются от внеклассных мероприятий из-за множества бюрократических условий. Например, автобус для школьных экскурсий не может быть старше 10 лет, а если молоденького транспорта нет, дети никуда не поедут. 
Новый автобус стоит около 20-30 миллионов рублей. В тотальной нищете российской провинции не то что школы, автотранспортные предприятия не могут позволить себе такую роскошь.  

Организация любого выхода учеников за пределы школы превращается для педагогов в экстрим и добавляет седых волос. Доходит до абсурда. Чтобы сходить с детьми в поход на несколько дней надо собрать более 50 документов!

Если же экскурсия внесена в учебный план, то ее нужно обязательно лицензировать. Допустим, дети идут по туристической тропе в лесу. Раз занятие включено в учебный план, значит надо лицензировать лесной массив. Абсурд, но в Белгородской области за отсутствие «лицензии на лес» школам выписали штрафов на 170 тысяч рублей

Учителя отмечают, что вместо воспитательной показухи лучше бы вернули школам сокращенные учебные часы русского языка и литературы. На этих предметах по крайней мере можно говорить с детьми на важные темы, воспитывать их на примерах литературных героев. А для того, чтобы школа вплотную занялась воспитанием детей, необходимо выделить на эту работу больше времени. Причем в идеале ее значимость должна быть сопоставима со значимостью обучения как такового. 

А пока что складывается ощущение, что в России нет такой беды, в которой нельзя бы было обвинить стихийное бедствие, несчастный случай и учителя.

 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено
Комментировать