Не многие задумываются о том, что нас окружает прямо здесь и сейчас. Для кого-то место, в котором мы живём, наполнено силой и вдохновением, а для кого-то — желанием поскорее уехать ради больших целей.
Наташа Петрова — ученица 11-ого класса, интервьюер, создательница проекта «Говорит Город», гид «RadioFabrika» и волонтёр культурного центра «TEXTIL». С ней мы поговорили о Ярославле, выяснили, кто такой настоящий горожанин и обсудили ее проекты.
О проекте «Говорит Город»
— В чём заключается концепция проекта? Почему выбрали такое название?
— «Говорит Город» — это проект, в котором я и Никита Хомутов каждую неделю публикуем концептуальные интервью с талантливыми горожанами. Изначально планировалось делать конкретные интервью с особым смыслом, но получилось нечто другое — онлайн-издание о возможностях Ярославля а, главное, о тех, кто делает его таким, какой он есть сейчас. Я долго думала насчёт названия, потому что хотелось сделать что-то интересное с точки зрения языка и игры слов. Всех людей, которые участвуют в наших интервью, можно объединить в единое сообщество под названием «город».
— Первый минус, который часто возникает в работе — это несовпадение времени, когда мы можем сделать что-то продуктивное. Но вообще, основная проблема — мне сложно перенести идею из своей головы в чужую, иногда даже рисунки и слова не помогают. Кажется, что у меня бывают такие мысли, которые действительно сложно объяснить или показать. В нашей команде нет главного, и мы сходимся во мнениях, решая какие-либо вопросы.
Жизненные ценности и планы
— Наташа, ты позиционируешь себя, как настоящего горожанина, какой образ жителя для тебя идеальный?
— У людей много социальных ролей, каждая из которых сопровождается определенным набором действий и стереотипов. Отношение горожанина к месту, где он живёт, проявляется в том, как он использует окружающие его ресурсы. Например, это возможность взять кофе в местном семейном кафе и посидеть на лавочке в обустроенном парке, позаниматься йогой на открытом пространстве, прогуляться и сходить на пробежку. Помимо этого, понимание каких-то общих механизмов, за которые ты несешь ответственность, например, сохранение природы.
— У каждого человека свой путь: кому-то нравятся столичные университеты, кто-то приезжает из глубинок в такие города, как Ярославль, и находит уголок для себя. Я еще не определилась насчет этого, потому что есть причины и для того, чтобы остаться и, чтобы уехать в какой-нибудь другой город. Например, в Калининград, потому что своей уникальностью и ритмом он чем-то похож на Ярославль, но при этом у него есть дополнительные возможности.
Город в целом и Ярославль в частности
— Город — это некий комплекс из улиц, мест и людей, для которых всё это существует, где жители пользуются данными им возможностями. Это можно описать, как взаимоотношения между человеком и местом, в котором он живёт.
— Мне нравится центр города, в частности, улица Володарского. Это мое любимое место, оно сочетает в себе удобное расположение, студенческий городок, важные общественные места, торговые центры и главные городские улицы для встреч. Это место привлекает своей живостью и нетипичностью центра, там можно почувствовать атмосферу Ярославля. С этой частью города связан один из знаковых годов в моей жизни, когда я проводила там много свободного времени.
— Я не думаю, что «комьюнити» можно создать умышленно, они появляются в нужное время и в нужном месте. Процитирую архитектора Сергея Кремнева: «Нужно знать, где и когда оказаться, тогда жизнь будет сахар». Это как некая стихия, которую не стоит планировать, иначе ничего не получится. Все должно произойти спонтанно. Например, появление места, которое объединяет инициативных людей особой магией этого пространства.
— На «Текстиле» (TEXTIL — это культурный центр, расположенный в бывших хлопковых складах, на территории которого проводятся городские выходные, маркеты и лектории – прим. автора) я отвечаю за подготовку площадки к мероприятию и частично за SMM, всем остальным руководит команда. «Музей-фабрика» для меня немного больше, чем просто общественное пространство. Я провожу в нём аудиоспектакль: это удивительное действие, которое лучше назвать прогулкой, где каждый зритель узнает о каких-то фабричных локациях. Это можно объяснить так: ты идешь по коридорам действующих цехов, и на фоне того, что ты видишь — находишь себя. Атмосфера труда не просто где-то в воздухе, она запечатлена прямо в стенах этого здания. Мы смотрим на фабрику, но видим не только общую историю, но и свою.
— Поделись советом, как узнать свой город и познакомиться с ним поближе?
— Прежде всего, стоит ходить пешком, гулять, узнавать и находить именно то, что откликается у тебя в душе. Несомненно, самая важная часть — знакомство с людьми, потому именно они создают атмосферу города, рассказывают его историю и дарят впечатления.