Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Иван ТрояновволонтерствосоветыфестивальДля гуманитариевувлеченияВостребованныеопросмузыкаАкадемическая гимназия 56СПбГУмедиацентр Ракурскарантинегэ 2017ИТМОЛучшее на СтенеРостов-на-Донукак прошли ЕГЭ-2018русский языкстудия журналистики Калининского р-нагимназия 19 ОрелВШЭэкзаменпабликаторАлые парусасоветы психологарейтингисториявыставкаВыходныеКак сдать ЕГЭМинистерство образованиякинопоступлениеКаталог профессийОльга ВасильеваНа практику — в ПУ!ВУЗличный опытпрофориентациякуда поступатьэкзаменыПроекторияаккредитацияКаталог вузовлицензиялицей 393выпускнойинтервьюКем быть?вузыЛето в городах РоссииработаНовыелайфхакИгра престоловкнигиМного платятВПРканикулыспектаклькуда сходить в выходныечто посмотретьКуда сходитьЕГЭ 2018приемная кампаниярейтинг вузовподготовка к ОГЭОГЭДевятиклассникамобразованиешколакем бытьУчительрецензияисследованиеШкола 151литератураНовый годподготовка к ЕГЭподготовка к ЕГЭВсероссийские открытые урокиШкола 2 БерезовкаКонцертпутешествиякуда пойти учитьсявсё о поступлении 2019Министр образованияфизикадистанционное обучениекаталог сочиненийРособрнадзоролимпиадыолимпиадаМГУитоговое сочинениеуниверситет75 лет ПобедыСочинение
Искусственный интеллект, секретная оптическая система и чудо-поляна: Университет ИТМО открыл выставку «научного искусства»

Искусственный интеллект, секретная оптическая система и чудо-поляна: Университет ИТМО открыл выставку «научного искусства»

Просмотры
390

Выставка «Режимы доступа/Access Modes» открылась в новом гибридном арт-пространстве AIR на базе Университета ИТМО — первой в Петербурге галерее-мастерской для коллаборации художников и ученых. 

На выставке представлены проекты молодых российских и зарубежных художников — выпускников первой в России магистерской программы Art&Science («Искусство и наука»), запущенной в ИТМО в 2018 году.

Создавая свои работы, художники балансировали между наукой и искусством. Результатом творческих поисков стали семь арт-проектов, в которых авторы применяют самые разные технологии и материалы: 3D-проекции, машинное обучение и нейросети, бактериальная целлюлоза, модифицированная наночастицами, и зеркальная оптическая система, разработанная для секретного советского госпроекта. С помощью этих инструментов авторы по-своему интерпретируют историю, исследуют новые нормы телесности, рожденные пандемией, познают себя и размышляют о собственном предназначении. Работа шла под руководством ведущих ученых ИТМО, смело впустивших художников в свои научные лаборатории. 

Выставка «Режимы доступа» продлится с 19 сентября по 11 октября в пространстве AIR Университета ИТМО по адресу: Биржевая линия, 16. Вход свободный.

Выпускницы магистратуры Art&Science рассказали о своем творческом пути, учебе и проектах:

Светлана Сидорова 

— Я всегда любила учиться, в школе было интересно как на физике, так и на литературе. При поступлении в университет выбирала более понятную и прибыльную, как мне казалось, профессию — стала бакалавром нефтегазового дела. Но на самом деле, меня совершенно не привлекала эта отрасль, я терпеливо ждала выпуска и сразу после него сбежала на год в Народную школу в Дании. Там я много времени посвятила изучению искусства, реализовала свой первый проект — видео-инсталляцию о проблемах высшего образования, с которыми столкнулась в бакалавриате.
По возвращении в Россию я так и не знала, чем хотела бы заниматься. Когда увидела рекламу магистратуры Art&Science, поняла, что это отличная возможность изучать искусство в университете, имея диплом инженера. Поступила по конкурсу портфолио, не до конца понимая, что именно меня ждет  на программе.

Обучение сильно отличалось от того, к чему я привыкла. Пары проходили в оживленном обсуждении удивительных проектов и передовых идей. Самое важное в обучении — люди, с которыми ты знакомишься. Преподаватели — признанные эксперты и практикующие художники, готовые делиться своим опытом и приглашать к участию в проектах. Одногруппники — невероятно талантливые ребята из разных стран, с абсолютно разным бэкграундом. В магистратуре я нашла единомышленниц, с которыми мы образовали арт-группу BIOROBOTY019. Свой первый совместный проект «Киска» мы создали специально для Фестиваля медиапоэзии 101. Участие в фестивале стало для нас важным этапом и отличным стартом.

В ноябре 2019 года мы с биороботами представили проект «Физарум-предсказатель» на международном фестивале медиаискусства «Киберфест-12». Я решила продолжить работу над ним в рамках своего диплома. Меня интересовало противоречивое сосуществование мистического и рационального в нашей жизни, а также феномен спекуляций как в искусстве, так и в науке, влияние информационного шума на их развитие. Все это и нашло свое воплощение в усовершенствованной версии «Физарума-предсказателя», который представлен на дипломной выставке «Режимы доступа». В основе объекта — physarum polycephalum, уникальный живой организм, наделенный не-человеческим интеллектом и используемый японскими учеными для управления роботами. Физарум-предсказатель сканирует лицо и руку посетителя и дает персонализированные рекомендации на основе биометрических данных и алгоритмов машинного обучения. 

Поступая в магистратуру, я не до конца понимала, что меня ждет. Так что никаких конкретных планов не строила, хотела учиться. За время обучения мы успели реализовать 10 проектов, поучаствовать в международных фестивалях и, что важно, узнать многое о самих себе. Мы не планируем останавливаться, будем продолжать работать под своим девизом «идиотизм и профанация» и покорять российский и международный сайанс-арт. Еще хотелось бы углубиться в технологии, получить больше прикладных навыков, для создания сложных проектов.

Светлана Сидорова

Виктория Романова 

— На бакалавриате я училась на инженера-оптика. Но уже во время обучения поняла, что не вижу себя в этой области. Поэтому я решила пойти на программу Art&Science, хотя не совсем понимала, что это такое. Я ожидала получить новую профессию, расширить кругозор, реализовать свой творческий потенциал, познакомится с крутыми людьми. В целом почти все ожидания оправдались. Один минус, нас не научили зарабатывать на искусстве, этого я не получила на обучении. Но главное, я начала заниматься современным искусством. С моими однокурсницами мы объединились в арт-группу и стали делать ироничные арт-проекты. Все они о разном, но о том, что нас волнует. Мы отталкиваемся от юмора и иронии, все наши проекты в основном спекуляции и сатира. 

Учеба была очень практико-ориентированной. Мы постоянно учились делать что-то руками, писать, общаться, участвовать в выставках. Теория, конечно, тоже была, но не очень много и только в самом начале. Самое интересное в этой учебе — преподаватели. На программе нет штатных преподавателей, только приглашенные эксперты: люди из искусства. Таким образом за два года мы обзавелись кучей контактов художников и кураторов. И конечно переняли их богатый опыт.

Мой дипломный проект, представленный на выставке «Режимы доступа» — это мой первый личный проект. Поэтому я решила использовать свои оптические знания. Моим научным руководителем был физик, профессор, который уже давно занимался музеем оптики в Университете ИТМО и изучением научного искусства. Как раз он нашел мой главный объект — зеркальный объектив телескопа. Все, что было известно об этой находке наверняка — это надпись «Красноярск» на оправе. Разработка велась настолько давно, что документацию найти было практически невозможно. Выводы можно было сделать лишь из отрывочных воспоминаний сотрудников университета и на изучении работы оптической системы. Более того, это был засекреченный государственный проект, что еще больше усложняло поиски предназначения и создателей оптической системы. Но самое важное, то, что свое предназначение «Красноярск» так и не выполнил. Из-за неизвестных нам причин он долгие годы стоял в углу, собирал пыль и служил подставкой для бумаг.
Судьба прибора, символичность его существования и отсутствие точной информации о нем послужили основой для арт инсталляции. Прибор стал оживать и напоминать мне о переживаниях о собственной жизни и предназначении. Отсутствие ответов и понимание реальности — это то, что меня волнует. Вот так получилось, что серьезный оптический прибор, который разрабатывали для защиты СССР, превратился в символ эмоциональных переживаний и арт-объект.
 
На самом деле объединение науки и искусства происходит постоянно. В науке никуда без творческого подхода и вдохновения. В искусстве — без точного выверенного подхода основанного на фактах. Такой подход помогает расширить границы и понимание этого мира. Сайнс-арт безусловно очень многообещающая область, потому что можно привлечь разных специалистов и просто заинтересованных людей.

Но, мне кажется, у массового зрителя все еще есть недоверие к подобным выставкам и концепциям. И это нормально, потому что люди всегда с недоверием относятся к новому и непонятному. Возможно это из-за флера «современного» непонятного искусства, которое многими воспринимается как мазня и безвкусица. В такие моменты нужно больше делать и показывать. Доказывать делом, что искусство на самом деле о человеке, о волнующих его проблемах. Я тоже до поступления в магистратуру кривила нос и говорила, что искусство не для меня. Но только искусство вынимает нас из «коробки» наших собственных представлений и показывает на сколько может быть разнообразным мир.

Виктория Романова

Алена Королева 

— Я мультимедиа-художник, участник группировки BIOROBOTY 019 и междисциплинарный исследователь. В основном, сейчас я изучаю взаимодействие людей и растений. До поступления в магистратуру окончила Академию Штиглица по специальности «Реставрация». Во время учебы на бакалавриате я занималась академической живописью и реставрировала иконы. Но мне всегда нравилось современное искусство, фотография. Поэтому я пошла работать в «ФотоДепартамент» — это организация, которая занимается поддержкой молодых авторов концептуального визуального искусства. Я помогала с проектами, ассистировала художникам. Там я сделала свою первую выставку и начала практику концептуального художника. 

Я очень заинтересовалась программой Art&Science, потому что там должны были обучать тому, что мне было интересно, и чего мне не хватало в академическом искусстве. Хотя до этого вообще не планировала поступать в магистратуру. У меня появилась возможность повысить свой уровень понимания технологий. И я поступила в Университет ИТМО по конкурсу портфолио. 

Когда началась учеба мы не понимали, что нам предстоит, что мы будем делать. В первом семестре был небольшой хаос в головах и проблемы с организацией, но нам все равно давали много полезных базовых навыков.
К счастью, учебная программа наладилась, к нам стали приходить эксперты, практикующие художники, преподаватели из разных стран. Самое интересное, что они не читали нам обычные лекции, а сразу вовлекали в проекты: давали практические навыки, учили их реализовывать, помогали участвовать в выставках и фестивалях.
 
Во время работы над одним из первых проектов мы поняли, что из-за того, что у нас в команде нет серьезных инженеров мы делаем проекты сильные концептуально, но слабые с технической точки зрения. И с того момента мы решили, что будем такими «идиотами и профанами от сайнс-арта». 

Наш с Мартой Михайловой дипломный проект — «Чудо-поляна 2.0». Работа над ним началась еще год назад на одной из практик в Гатчине. Мы долго думали, что можно сделать интересного и узнали, что в там есть Чудо-поляна, на которой растет 16 видов редких растений, занесеных в Красную книгу. 
Суть нашего проекта в том, чтобы поменять контекст существования этих растений. Мы создали свободное пространство для взаимодействия людей и пяти редких растений, которые мы привезли с Чудо-поляны. Здесь растения отказываются от формальной роли представителей Красной книги и открываются к взаимодействию с посетителями, вольными выбирать подходящий им способ взаимодействия с ними: наблюдение, отстранение, прикосновение, вербальное общение, совместный отдых и т.д. Также в инсталляцию включены открытки молодых художников с изображениями этих растений в разных стилях с пояснительным текстом о каждом из них и звуковое сопровождение, записанное непосредственно в оригинальной локации.
Мы взяли растения, которые были незаметны и сделали их заметными. Обратили внимание на проблему их исчезновения и, как минимум, рассказали об их существовании. Что делает наш проект отчасти еще и образовательным.

На первом курсе один из экспертов, который читал нам лекцию, сказал, что на самом деле сайнс-арт умирает, и мы запрыгнули в последний вагон. Это уже не новая, не модная область. И, я думаю, он прав. 
Сайнс-арт в том виде, в котором мы его знаем, функционирует еще с 60-х годов. С тех пор, как ученые-экспериментаторы и художники начали работать вместе. 
Как мне кажется, наука и искусство объединяются так: ученым нужно, чтобы люди больше знали об их работе, нужна популяризация, но часто им не хватает своих методов. Потому что наука сложная, непонятная и «неинтересная» для простого человека. Поэтому ученые зовут художников, чтобы те помогли взглянуть на разработки по-новому, и дали возможность другим людям узнать об их деятельности. А художники благодаря этому могут попробовать что-то новое, выразить свои мысли с помощью совершенно других инструментов. У этого направления всегда есть развитие, потому что и наука, и искусство всегда движутся вперед. 
Мне кажется, массовую аудиторию привлекает, что в сайнс-арте очень много интерактива, возможности взаимодействовать с инсталляциями. Классическое искусство, как правило, не дает возможности зрителям стать участниками процесса.

Марта Михайлова и Алена Королева


Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое