Проблемы со школьным образованием существуют даже в крупных городах. Мы постоянно видим новые истории о жестоких учителях, неоднозначном поведении школьников или абсолютную дикость родителей. Недавно, например, один родитель убил другого из-за ссоры в родительском чате. Что же тогда происходит в школах маленьких городов и поселков?
Мы поговорили с выпускниками деревенских школ, которые поделились с нами теплыми воспоминаниями о нехватке учителей, впечатлениями об отсутствии дистанционного образования и рассказали о любимых уроках информатики.
В школах до сих пор не решена проблема с нехваткой кадров. У Дарьи и Лины один преподаватель мог вести сразу несколько предметов, но проблема заключалась в том, что некоторые он сам мог не знать. Но делать нечего — учитель нужен был в любом случае.
Дарья, 20 лет
Один учитель вел у нас и физику, и информатику, хотя по образованию он вообще учитель математики. В итоге на этих уроках мы делали совершенно поверхностные вещи. А те ребята, что сдавали физику на ОГЭ и ЕГЭ, готовились самостоятельно.
С компьютерами все было ужасно. Году в 2007 школа выиграла грант, и директорка закупила компьютеры. Со временем они поломались, оттуда повырывали кнопки, рабочих компьютеров осталось очень мало. Потом закупили ноутбуки, и через год они снова стали хламом. У нас не было нормальных уроков информатики, потому что с таким оборудованием это не представлялось возможным.
На химии мы никогда не проводили никакие опыты, все смотрели по учебникам. Была картинка — смотрели на картинку, не было — используем воображение. Я еще смотрела американские фильмы и думала, как будет прикольно на химии, а у нас вот так.
Лина, 18 лет
Почему-то в нашей школе учитель математики вел информатику, а учитель информатики — математику. Из-за этого хромали оба предмета. Непонятно зачем было это сделано, мне до сих пор интересно.
В 11 классе учительница русского слегла в больницу с тяжелой болезнью,
замены, конечно же, не было. Хорошо еще, что мы знали, как
писать ЕГЭ, нас заранее подготовили. Но вот о декабрьском сочинении нам не рассказали ничего. В какой-то момент нам поставили преподавательницу, вышедшую на пенсию. И она говорит: «А Зоя Михайловна сказала, что вы все знаете о декабрьском». То есть она ее обманула. Затем снова происходит замена,
нам ставят преподавательницу из местного ПТУ. Все остальное время до экзамена мы занимались только тем, что учились правильно ставить ударения.
Дистанционное обучение в сельских школах совершенно «просело». Многие слышали об истории, когда студенту из Омской области приходилось
залезать на дерево, чтобы подключиться к онлайн-парам. В случае нашего героя
учителя просто решили, что у них незапланированный отпуск.
Илья, 18 лет
В этом году я сдавал экзамены, и во время дистанционного обучения предмета по моему профилю, английского, не было вообще. Нам не давали даже задания для самостоятельного изучения. Учитель с нами просто не связывался, и я изучал все критерии самостоятельно. Дистанционного обучения у нас вообще будто и не было! Очень редко была математика, а мы выпускной класс так-то.
По русскому языку нам как-то задали домашнее задание, сказали выслать на почту одним письмом весь класс. Что мы и сделали. В итоге учительница ставит всем два, потому что попросту не видит наше задание. В родительском чате начались возмущения, и учительница… просто вышла из беседы.
Всего в поселке было три школы. Одна была гимназией, но на деле образование никак не отличалось от общеобразовательной, лишь прибавляло статусу ученикам. По сути, если ребенка не устраивает образование в его школе, то ему нет смысла переходить в другую, так как там будет все то же самое.
Нам уже рассказали о низкой заинтересованности и полной безынициативности учителей. Но порой педагоги придумывают такое, что лучше бы ничего не делали вообще.
История Дарьи: лекция от монашек
Это был 10 класс. Нас сняли с уроков и собрали всех девочек параллели в одном кабинете, а мальчиков — в другом. Классу толком не объяснили, кто были эти люди, которые пришли провести у нас урок. Похожи они были на каких-то фанатиков. Просто сказали пойти и послушать их.
В кабинет к нам пришла женщина странного вида и открыла презентацию.
Тезисы, которые я должна была уяснить из этой лекции:
1. Нужно всегда ходить в юбке, чтобы получать энергию из космоса. А штаны забирают эту энергию.
2. Женщина должна быть целомудренной, а мужчина наоборот перед браком должен набраться опыта с другими женщинами и передать этот опыт своей партнерше.
3. Если у женщины были другие сексуальные партнеры до брака, то она испорчена, и мужчине будет стыдно быть с ней.
4. Работать должен только мужчина, а женщина приносит уют в этот мир.
5. Женщина должна одеваться скромно, опасаться показаться вульгарной.
6. Женщине ничего не нужно делать, нужно просто ждать мужчину, который решит все ее проблемы.
Я потом разговаривала с парнями нашего класса, им же рассказывали о том, как зарабатывать и обеспечивать семью. И когда мы рассказали нашему молодому учителю об этом трэше, он сказал: «Ну да, так и должно быть». Если честно, я до сих пор не понимаю, зачем они забивают голову детям такой чушью. Мы вроде не в средние века живем.
Фото: aleksandrovsk-sakh.ru
Проект «Сельские школы РФ»
Появился проект «Сельские школы РФ», который собирается помочь сельским районам со средним образованием. Рыбаков Фонд и Фонд «Институт воспитания строителей страны» собираются развить деревенские школы и открыть новые. Но пока что это лишь в планах.
Образование в селах страдает от нехватки кадров. От недостаточного финансирования. От абсолютной немотивированности учителей. Пока в городах создаются новые курсы от университетов, появляются прекрасные репетиторы и строятся новые школы и гимназии, в селах единственный учитель по математике может уехать в отпуск в месяц. Дети, желающие вырваться из этой воронки неудач, встречают намного больше препятствий, чем ученики городских учереждений.
Сейчас, в период пандемии, проблем стало только больше. Есть ли прогнозы на выздоровление сельских школ? Пока что заболеваемость превышает число выздоровевших.
Проблемы со школьным образованием существуют даже в крупных городах. Мы постоянно видим новые истории о жестоких учителях, неоднозначном поведении шко...